Эксперты считают, что отток аудитории в интернет не ведет к исчезновению печатных СМИ

В Роспечати заявили, что в стране действует более 52 тыс. печатных СМИ, при этом ведомство фиксирует аудиторный рост при одновременном снижении печатных тиражей

МОСКВА, 13 января. Сокращение тиражей печатных СМИ и уход аудитории в “цифру” не угрожают судьбе крупных изданий. Такое мнение в беседе с ТАСС в канун Дня российской печати высказали эксперты в сфере медиа.

День российской печати отмечается 13 января. В этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер газеты “Ведомости”.

Главный редактор “Российской газеты” Владислав Фронин отметил, что сегодня невозможно рассматривать печатные СМИ в отрыве от цифрового формата. “Конечно, сайт не является зеркалом печатного варианта, но это не противоречащие друг другу виды изданий – печатное и электронное. Нельзя рассматривать отдельно печатные СМИ и электронные, а также говорить о том, что электронные СМИ задавят печатные”, – считает Фронин. По его словам, наблюдается общая тенденция для всех печатных СМИ: при уменьшении числа подписчиков, уменьшении читателей печатных СМИ резко возрастает число читателей электронной версии.

Фронин также выделил ряд проблем, которые существенно усложняют жизнь газет и журналов. В первую очередь, по его словам, это сокращение сети киосков и трудности с доставкой подписчикам.

Говоря о господдержке печатных СМИ, главред “Российской газеты” заметил, что в настоящее время становится очевидным, что “региональные бюджеты не будут идти на СМИ, которые читателям неинтересны”. “Никакой разумный чиновник не окажет господдержку тому изданию, которое люди даже в руки не будут брать, – отметил он. – Грош цена такому изданию, если оно прославляет своего губернатора, а издание регион не читает… Здесь должны присутствовать здравый смысл и конкуренция”.

Возвращение к печатным СМИ

В свою очередь, ведущий эксперт Роспечати Геннадий Кудий напомнил, что сейчас в России действует более 52 тыс. печатных СМИ, при этом ведомство фиксирует аудиторный рост при одновременном снижении печатных тиражей. “По моим ощущениям и ощущениям наших ведущих издателей, происходит стабилизация рынка печатных СМИ. Дело в том, что в интернете огромная масса информации, люди не могут ее постоянно анализировать, особенно те, кто дорожит своим временем. Поэтому идет процесс возвращения к печатным СМИ в том или ином виде”, – сказал он.

Кудий полагает, что новостные агрегаторы не могут предоставить читателю полную картину мира. “Прочтение семи-десяти новостей дает очень куцее представление. Если прочесть газету, выделить на нее минут 20-30, создается совсем другая, более целостная картина. Процесс возвращения к газетному формату уже идет, народ виртуальной реальностью перенасытился”, – считает эксперт.

Предложения издателей

Гендиректор издательского дома “Аргументы и факты” Руслан Новиков отметил, что при существенном сокращении точек продажи прессы, росте стоимости ее печати и доставки с каждым годом становится все сложнее и дороже самостоятельно удерживать тиражи.

“Аудитория растет при некотором снижении тиражей и заметном сокращении количества пунктов продажи прессы, для нас это показатель увеличения количества читателей одного экземпляра, – сказал он. – В таких обстоятельствах все важнее и острее вопрос не только с ситуацией вокруг киосков печати в регионах России, но и с поддержкой института подписки. И речь в этих вопросах, безусловно, о поддержке со стороны государства”.

Новиков напомнил, что в декабре 2018 года на съезде Союза журналистов Москвы руководители крупных изданий поднимали вопрос о необходимости господдержки отрасли. “Я считаю, издателям очень помогло бы включение печатной прессы (в избранных ее сегментах) как категории в список социально значимых товаров на уровне государства”, – сказал он. С подобным предложением, касающемся книг, ранее выступал глава Российского книжного союза Сергей Степашин.

“Печатные издания, печатная пресса – традиционные, популярные и по-прежнему важные носители информации в нашей большой стране. Попадание в перечень социально значимых товаров могло бы открыть новые возможности для развития и распространения прессы и сделать печатную периодику доступной для гораздо большего количества читателей”, – считает Новиков. При этом он не видит в такого рода поддержке предпосылок к изменению редакционной политики изданий. “Наоборот, это реальная возможность для издателей заниматься эффективным развитием печатных продуктов и доставлять их в большом разнообразии и ассортименте до каждого читателя, а для читателя – возможность выбирать, покупать и читать”, – подчеркнул он.

Прогнозы

Согласно докладу Союза предприятий печатной индустрии, снижение доходов в прессе в 2019 году приведет к потере 15% рабочих мест в этой сфере. Рекламные доходы печатных СМИ падают в последние пять лет в целом на 8-10% в год.

После отмены в 2014 году государственного субсидирования “Почты России” на покрытие убытков по доставке подписных изданий населению подписной тираж российской периодики в абсолютном значении сократился с 1 млрд экземпляров в 2013 году до 500 млн экземпляров в 2017 году и продолжает падать. Так, за первое полугодие 2018 года он снизился на 10% – до 450 млн экземпляров.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*