Алла Полякова: Экоуроки должны стать частью образовательного процесса

Алла Полякова: Экоуроки должны стать частью образовательного процесса

1 600 подмосковных школ проведут у себя экоуроки. Это будут школы по всему Подмосковью или пока в проект войдут конкретные муниципалитеты?

Экологическое образование – это универсальное средство формирования экологической культуры и повышения ее уровня. Здорово, чтосегодня в Московской области экообразование рассматривается в качестве приоритетной задачи на самом высоком уровне.

 В ближайшее время будет известно, какие именно школы первыми проведут экоуроки. Важно отметить, что у ряда образовательных учреждений есть опыт проведения подобных занятий, но сегодня губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев поставил задачу сделать эту работу системной.

Комитет активно работает в этом направлении – мы и сами проводим экоуроки. Так, ближайший пройдет в Королеве.

Имеет ли смысл провести экоуроки в первую очередь в тех городских округах, где сегодня наиболее остро стоит проблема раздельного сбора мусора?

Охрану окружающей среды невозможно обеспечить бессистемным воспитательным воздействием, запретами и требованиями. Только комплексное эколого-воспитательное воздействие на сознание личности позволит сформировать внутреннюю убежденность в недопустимости причинения вредных последствий окружающей среде. Как я уже сказала – важен системный подход, поэтому экообразование должно быть обязательным во всех без исключения образовательных учреждениях.

Экологические уроки проводятся старшеклассниками для младших учеников. Планируется ли проводить уроки и в детских садах, воспитывать правильное отношение к мусору с детства?

В игровой форме – возможно. Но дети в таком возрасте очень подвержены влиянию старших братьев и сестер, поэтому так важно сегодня начать со школ и вузов.

Сейчас экоурок – это разовое событие. Есть ли перепсектива внедрить их в учебную программу школьников Подмосковья?

Напомню, что в марте прошлого года в Мособлдуме состоялся круглый стол, на котором мы впервые широко обсуждали вопросы экологического просвещения по организации раздельного сбора мусора. Тогда были выработаны рекомендации, которые мы направили в Министерство образования Московской области. Мы очень рады, что ряд наших предложений сегодня поддержаны.

Во-первых, мы предложили рассмотреть возможность утверждения Концепции (методики) общего экологического образования в интересах устойчивого развития и рекомендовать ее для практического использования с сентября 2018 года во всех образовательных учреждениях региона. Еще одно предложение – в новом учебном году экологические уроки «Экодень» проводить не реже 1 раза в четверть.

Кроме того, у нас большое студенческое сообщество, поэтому важно и ВУЗам Московской области при разработке образовательных программ учитывать необходимость преподавания экологических знаний, в том числе по раздельному сбору мусора.

 

Можно ли проводить экоуроки в рамках обычных учебных дисциплин? Например, активно освещать тему экологии на уроках биологии, раздельный сбор мусора – в рамках ОБЖ, сохранение водных источников – на занятиях по географии?

Сегодня в системе образования Московской области основы экологической грамотности обучающихся, их способность оценивать последствия деятельности человека в природе формируется, в первую очередь, в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы (физика, биология, химия)».

Освоение этих предметов обеспечивает воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной моделью и её применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды. 

Как я уже сказала – опыт проведения подобный экоуроков так же есть. Практически каждый третий школьник Подмосковья сегодня изучает экологические курсы в рамках дополнительного образования, занимается в экологических объединениях, участвует в экологических акциях.

Сегодня в российских школах активно внедряются цифровые технологии. О планах перейти на систему электронной школы неоднократно заявляла и Ольга Васильева, министр образования России. Найдется ли в новой системе место экоурокам?

Сегодня к нам обращаются общественные активисты, которые активно разрабатывают методические рекомендации, яркие квесты, онлайн-игры на экологическую тематику – все это нужно объединить на одной платформе. Новое поколение активно черпает знания через интернет, этим нужно пользоваться.

Может быть, в Подмосковье будет создана единая база знаний для школьников об охране окружающей среды?

Да, мы в этом убеждены, поэтому еще одной рекомендацией по итогам круглого стола было – рассмотреть возможность создания информационной базы методов педагогической практики, проектной и исследовательской деятельности, электронных учебников, а также специализированных порталов в сфере экологического образования.

Будут ли привлекать в экообразования компании, занятые переработкой отходов, некоммерческие организации, экоактивистов?

Зачастую представители подобных компаний и общественники даже не знают о существовании друг друга, и на наших заседаниях знакомятся, у них рождаются новые совместные проекты. Есть предприятия, готовые проводить экскурсии, конкурсы, есть волонтеры, готовые обучить учителей как правильно преподносить знания на экоуроках – все это хорошее подспорье в решении стоящих задач.

При поддержке Мособлдумы регулярно проводятся экологические конкурсы. Например, в недавнем конкурсе “Сделаем вместе” приняли участие 500 школ Подмосковья – это каждая третья школа. Сохранится ли практика конкурсов?

Конечно, мы увидели огромный отклик и продолжим эту работу в разных форматах – конкурсы, форумы, семинары.

Какие еще активности могут быть проведены в рамках экоконкурсов? Например, проведение субботников.

Эта работа уже ведется. Школьники принимают участие в таких ярких, запоминающихся мероприятиях, как «Наш лес. Посади своё дерево», «Собери макулатуру – посади дерево», «Покорми птиц», конкурс «Эколята Подмосковья», «Студенческий лес» и др. Для них это уже стало привычной традицией.

Могут ли появится конкурсы не только для школьников, но и для взрослых жителей области? Например, какой-нибудь конкурс чистых дворов?

В поисках путей решения экологических проблем наравне с выработкой эффективной государственной политики, совершенствованием законодательства, важную роль играет развитие системы экологических знаний среди населения. Для того чтобы изменить сознание людей в области сохранения окружающей среды и гармоничного развития человека, необходима эффективная государственная система экологического образования и просвещения, в том числе и по раздельному сбору мусора. Сейчас проводятся такие мероприятия, как «День соседей», возможно в рамках таких акций начать проводить и экоконкурсы.

Президент России Владимир Путин неоднократно призывал поддерживать молодежные инициативы. Экология – перспективная сфера. Планируется ли ресурсная поддержка школьных и студенческих проектов по обустройству экологических зон, их сохранения, проектов по обороту отходов? Возможно, речь пойдет о грантовых конкурсах.

Молодежь – это будущие родители, с которых уже следующее поколение будет брать пример. Конечно, если их инициативы будут поддержаны на государственном уровне, – это существенно поможет продвижению разумного обращения с отходами и способствует вовлечению молодежи. Московская областная по инициативе Председателя Игоря Юрьевича Брынцалова со своей стороны планирует проведение второго форума «СтЭКОвка». В том году он объединил несколько сотен экоактивистов со всего Подмосковья.



Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*