Прокурор разъясняет права инвалидов при перелете

Прокурор разъясняет права инвалидов при перелете

Прокурор разъясняет требования к предоставлению услуг перевозки воздушным транспортом инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности. Соблюдение законодательства о правах инвалидов является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора.

Государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты гарантирована частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации 

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ-№181).

Статьей 15 ФЗ-№181 на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) установленного перечня условий и возможностей, в том числе условий  для беспрепятственного  доступа к объектам транспортной инфраструктуры, условий пользования воздушным транспортом,  возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, возможности сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах транспортной инфраструктуры.

Также данной статьей на работников организаций, предоставляющих услуги населению, возложена обязанность по оказанию помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств,  аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов транспортной инфраструктуры выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Особенностям обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на воздушном транспорте посвящена статья 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ). В данной статье изложены права и обязанности как пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, так и туроператоров, операторов аэропортов, авиаперевозчиков.

Пунктом 13 статьи 106.1 ВК РФ закреплено, что порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее  – ФАП № 82),  раздел VIII которых регламентирует порядок перевозки отдельных категорий пассажиров, в том числе инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. 

Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с п.4 ФАП №82, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. При этом, эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

Наиболее подробные требования к предоставлению услуг инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности изложены в  Приказе Минтранса России  от 15.02.2016 № 24, которым утвержден «Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах»  (далее  – Порядок).

Вышеназванный Порядок применяется при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности регулярными и чартерными рейсами (п.2 Порядка).

Согласно п. 11 Порядка обслуживающая организация обязана обеспечивать установление на входах в аэровокзальный комплекс и в иных местах, определяемых обслуживающей организацией, места прибытия в аэропорт пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, оборудованные кнопкой вызова (оповещения), иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 вышеуказанного порядка предусмотрено что, обслуживающая организация посредством звукового и визуального оповещения в аэропорту, а при наличии официального сайта аэропорта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” также на сайте, обязана обеспечить информирование об оказываемых пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на территории аэропорта услугах и порядке их оказания, в том числе:

1) о расположении мест прибытия пассажиров в аэропорт, оборудованных кнопкой оповещения (вызова);

2) о местах расположения кресел-колясок для перемещения пассажиров по территории аэропорта;

3) о расположении выделенных для пассажиров автомобильных стоянок;

4) о местах встречи пассажиров;

5) о номерах телефонов, по которым можно получить дополнительную информацию;

6) о расположении мест для выгула собак-проводников;

7) о транспорте для перемещения между терминалами, ином наземном транспорте;

8) об ограничениях при перевозке индивидуальных средств передвижения, используемых пассажирами (размеры, вес, иные особенности конструкции);

9) об услугах по предоставлению кресел-колясок (или электрокресел) для перемещения по территории аэропорта;

10) о порядке осуществления контактов с сотрудниками обслуживающей организации;

11) о порядке предоставления услуг, оказываемых в аэропорту, в соответствии с подпунктами 1 – 5 пункта 7 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации”, а также иных услуг, оказываемых в аэропорту.

Таким образом, при планировании авиаперелета инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности необходимо в первую очередь ознакомиться с нормами вышеперечисленного законодательства, правилами авиаперевозчика, сообщить об ограничениях жизнедеятельности, направить запрос о потребности в услугах.

Будучи осведомленными о своих правах, а также об обязанностях туроператора, обслуживающей организации и авиаперевозчика, инвалиды и другие лица с ограничениями жизнедеятельности могут значительно снизить вероятность нарушения своих прав при осуществлении авиаперелета и необходимости их последующей защиты.

При этом, за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе к объектам транспортной инфраструктуры предусмотрена административная ответственность по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает штраф на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*