«Мерседес-бенц» — и в дамки!

Еще 3–4 года назад Московская область стараниями некоторых экспертов была прочно записана в спальные районы Москвы. Дескать, ее гектары должны плотно застраиваться многоэтажными домами и таунхаусами. Куда после трудов праведных в столице будут ехать люди, чтобы отдохнуть и набраться сил на очередную трудовую неделю.

Иного варианта применения региона даже не просматривалось.

И вдруг — на подмосковных пастбищах все чаще стали появляться коровьи стада, в полях, где еще совсем недавно «шумел камыш, деревья гнулись», выросли теплицы. На пустошах заработали индустриальные парки…

Выходит, рановато некоторые политики исключили Подмосковье из числа регионов, которые производят реальный материальный продукт?

Об этом мы беседуем с заместителем председателя правительства Московской области — министром инвестиций и инноваций Денисом БУЦАЕВЫМ.

«Мерседес-бенц» — и в дамки!

— Денис Петрович, по всем правительственным программам какое будущее отведено Подмосковью? Сколько отмерено под село, промышленность, новостройки?

— Все мы хотим видеть Московскую область сильным самостоятельным регионом с высоким экономическим потенциалом. Вот почему говорить, что это будет спальный район, совершенно неправильно, как, впрочем, и утверждать, что область будет отдана под аграрный сектор. Подмосковье изначально является уникальным субъектом с точки зрения отраслей экономики, которые у нас представлены.

— В советские времена здесь было собрано 15% всего военно-промышленного комплекса СССР!..

— Да, мы маленький срез экономики всей большой страны, на нашей территории действуют все сферы промышленного производства. Кроме добывающей, разумеется, нефтянки.

В такой экономической диверсификации и заключается сила нашего региона. Ее следует сохранить.

— То есть всего будет понемножку?

— Такая задача поставлена губернатором перед нашим инвестиционным блоком: создать рабочие места на разных территориях Подмосковья. У нас есть муниципалитеты с высокой урбанизацией, где логичнее создавать офисы, торговлю, развивать промышленный сектор. Наукограды должны раскрыть свой научный потенциал, предлагать современные технологии для реального сектора экономики. А также есть и дальние районы, которые исторически сильны сельхозпроизводством.

— Чтобы превратить регион в процветающий, нужны крупные инвестиции. Каков их объем?

— В минувшем году — около 695 млрд рублей. Что особенно важно, из них внебюджетных — 550 млрд. Это деньги, которые не связаны с реализацией бюджетных программ. Это очень хороший показатель.

«Мерседес-бенц» — и в дамки!
Отмашку подмосковному «Мерседесу» дал не только региональный кабмин, но и юные красавицы.

— Какая тенденция по годам?

— За последние год-полтора наметился переход инвестиций из строительства жилья и объектов торговли в промышленный, реальный сектор экономики.

Именно на такие рубежи нас нацеливал губернатор: создание условий для прихода реального производства. Для этого мы готовили площадки, вели взвешенную промышленную политику. Это кропотливая и не быстрая работа. Но она должна дать хороший результат, ведь промышленное производство наиболее надежно в условиях кризиса, турбулентности.

Торговля, сектор услуг сильно проседают при таких колебаниях. А промышленность, как тот караван в пустыне, имеет стабильную устойчивость.

Мало того: скачки валютных курсов привели к тому, что наша промышленность стала более конкурентной по отношению к зарубежной. Перевооружение промпредприятий (покупка новых станков, средств производства) активно поддерживается региональными субсидиями.

— 700 млрд рублей впечатляют. Можно узнать лидеров по инвестициям и аутсайдеров?

— В обрабатывающих производствах в 2016 г. металлургия показала рост в 2,2 раза: с 4,5 млрд рублей до 9,9 млрд. Почти на 40% выросло химическое производство, на 37% поднялся выпуск транспортных средств и оборудования. Положительный тренд по созданию в регионе туристической зоны. В гостиничном секторе, ресторанном бизнесе объем финансирования увеличился на 54%. В активной стадии — 17 проектов по строительству гостиниц. С нынешнего года начнет действовать программа по субсидиям, возмещению части затрат на строительство этих объектов.

Отрасли-аутсайдеры я бы не стал клеймить позором. И вот почему. В оптово-розничную торговлю инвестиции продолжают поступать, хотя рост не такой существенный, порядка 5%. Тот факт, что нам удалось сохранить там объем инвестиций на уровне прошлых лет, сам по себе вселяет оптимизм, является хорошим показателем. Ведь ситуация в экономике при падении покупательского спроса была непростая.

Нам инвесторы нужны во всех сферах, мы ко всем относимся с предельным вниманием.

«Мерседес-бенц» — и в дамки!
Вагоны будущего уже скоро выйдут из цехов мытищинского «Метровагонмаша».

— В связи с чемпионатом мира по футболу 2018 года перед Московской областью какие-то задачи стоят?

— Как известно, сами матчи у нас проводиться не будут, а вот под тренировочный процесс площадки задействуют. В этих рамках область будет обеспечена достаточным количеством гостиничных номеров.

— Может, это ошибочное мнение, но кажется, что особенно бурно пошло в рост подмосковное село, которое еще до недавнего времени просто загибалось. Откуда такой интерес у инвесторов? Зона рискованного земледелия, да и само сельхозпроизводство не дает особых дивидендов…

— Вообще, вокруг села много разных домыслов и слухов. Факты следующие. Из трех орденов Ленина в советское время два Московская область получила за успехи в сельском хозяйстве. Оно у нас всегда было высокотехнологичным.

— Все первые секретари обкома были аграриями!

— Наш регион может быть выгоден для сельхозбизнеса. Это доказали последние два года работы команды Андрея Воробьева. Нам не обязательно участвовать во всем спектре сельхозпроизводства: в Подмосковье нет такого количества пашни, как, скажем, в Краснодарском крае, на Алтае или в Оренбургской области. Понятно, что растениеводство у нас изначально не будет конкурентоспособно, здесь нам тягаться сложно.

Но в АПК огромное количество направлений. Есть и высокотехнологичные — например, закрытые грунты, теплицы. Им не нужны огромные просторы — им нужны энергоресурсы. В них Подмосковье дефицита не испытывает. Добавим сюда компактность, близость к рынкам сбыта, квалифицированный персонал.

По теплицам у нас одна из самых больших программ. За последние два года мы почти отказались от закупок за границей огурцов и помидоров. В следующем году перейдем на 100-процентную самообеспеченность по овощам закрытого грунта. Уже поставляем продукцию и в столицу.

Эффективным может быть молочное животноводство, переработка молока. До 2020 года мы должны выйти на 1 млн тонн производства. Задача непростая, но осуществимая. На нынешний год губернатор поставил задачу создания в регионе сырного кластера. Он самый капиталоемкий с точки зрения добавленной стоимости.

Останавливаемся на тех высокотехнологичных производствах, которые не только в Московской области, но и в России представлены слабо.

Отдельно ведем грибоводство — тоже перспективное направление: пока свыше 90% этой продукции импортируется. Эта отрасль также получает региональные субсидии.

«Мерседес-бенц» — и в дамки!
Где еще может появиться этот чудный прибор, как не в технопарке Долгопрудного, города физиков.

— Извините, но большинство подмосковных земель — в частной собственности. Как удается «отвоевывать» у латифундистов площадки?

— Убеждаем собственников в том, что выгоднее развивать инвестиционную деятельность, чем просто «сидеть» на этой земле. К тому же на нашей стороне — законодательство. Если угодья не используются, накладываются весьма ощутимые штрафы. Есть и более серьезные риски. В прошлом году уже был прецедент изъятия участка. Правда, к такой крайней мере мы подходим очень аккуратно. Как правило, с собственниками находим общий язык.

— И даже удается изыскивать крупные территории под индустриальные парки?

— Индустриальные парки — это места, где инвестор получает все готовое. Ему не нужно оформлять земельный участок или бегать с документами по подключению к инженерной инфраструктуре, коммуникациям. Все уже сделано: и свет, и газ, и вода. В настоящий момент у нас 43 индустриальных парка, они дали около 160 млрд рублей инвестиций. В нынешнем году добавится еще 10, в 2018-м будет 64 индустриальных парка: в каждом муниципалитете — своя индустриальная площадка. Мы, таким образом, достигнем тех целевых показателей, о которых говорил губернатор. Те жители Подмосковья, которые раньше ездили на работу в Москву, теперь работают рядом с домом.

— Означает ли это, что трудовая миграция из Подмосковья в Москву снизится?

— Здесь нужно быть осторожным. Мы ее оцениваем от 1 до 1,5 млн человек. Благодаря развитию производств она сведется к минимуму. Но уже сейчас очевидно, что многие москвичи едут на работу в наш регион. Трудятся и жители соседних областей: из Владимира, Ярославля, Рязани… Наша задача — предоставить своим жителям работу на территории муниципалитета. И все же финальный, окончательный выбор остается за ними. Что лучше — чуть больше зарабатывать в Москве, но терять время в пробках? Или работать рядом с домом?..

«Мерседес-бенц» — и в дамки!

— Если каждый инвестор будет исходить из своих интересов, не получится ли как в той поговорке: кто в лес, кто по дрова? В селе вектор развития задало правительство, и похоже, что курс взят правильный: молоко, закрытый грунт…

— Право выбора рода деятельности сохраняется и за инвестором. Он определяется исходя из своих предпочтений и логистических возможностей. Задача власти — не навязывать инвестору, куда идти с проектом. Если мы говорим о химическом производстве, то оно подпадает под жесткую санитарную зону. У нас есть индустриальные парки, выдерживающие эти нормы.

Но мы не сторонники того, чтобы площадки изначально привязывались к какому-то определенному типу промышленных предприятий. Количество парков в регионе сами подскажут инвестору, где лучше обосноваться.

Например, сейчас многие идут прежде всего за кадрами — туда, где есть специалисты определенной квалификации, которые смогут работать на современном оборудовании. Это значительно упрощает процесс запуска производства.

— Кстати, о современном оборудовании. Наша страна отстает в современных технологиях. Чем оснащаются подмосковные индустриальные парки? Смогут ли они конкурировать на мировом рынке?

— Раньше свыше 90% оборудования было импортным. Я каждую неделю бываю на заводах, могу сказать, что тенденция последнего времени — закупки российских аналогов. Производство средств производства тоже идет в рост.

Но нельзя закупориваться внутри себя. Если оборудование какого-то класса существует только за рубежом, лучше оснащаться по передовым технологиям: скупой платит дважды.

В этом отношении запретов в программе субсидий у нас нет. Если это обусловлено необходимостью, мы частично компенсируем затраты на приобретение импортного оборудования.

— Мегапроект по «Мерседесу», который будет выпускаться в Подмосковье… Страна замерла в ожидании — сообщите подробности!

— Вопрос решен окончательно, контракт подписан федеральным правительством, Московской областью и инвестором. Под площадку определен индустриальный парк «Есипово» в Солнечногорском районе, 45 км от МКАД. Сегодня там завершается подготовка необходимой инфраструктуры, а площадка для завода была сдана еще в конце минувшего года.

Объем инвестиций составляет около 300 миллионов евро, количество работающих — 1200 «черных воротничков» и 300 «белых». В год с конвейера будет сходить 25 тысяч «Мерседесов».

— Какой марки?

— Все внедорожники, за исключением «Гелендвагена» и Е-класса. Это достаточно большая линейка. В 2019 году она обновляется, и у нас в том числе будут выпускаться самые последние модели.

— Но сборка — «отверточная»?

— Нет, в отличие от других проектов это будет локализованная сборка полного цикла. Завод будет аналогичен родственным предприятиям в Германии, США или Бразилии. Все те комплектующие, которые для сборки приходят к ним, будут приходить и к нам. Такого, чтобы просто привинтили бампер, не будет. Инвестор даже пошел на создание в нашем регионе покрасочного цеха. Первый «Мерседес» выйдет уже в 2019 году.

Для нас главное, чтобы столь высокотехнологичный продукт производился на территории региона, давал рабочие места и налоги. Ведь вслед за сборкой придут компании, выпускающие комплектующие. В перспективе у нас появится серьезный автомобильный кластер.

— Это, наверное, самый крупный инвестиционный проект в Подмосковье?

— Наши федеральные коллеги говорят, что за последние 10 лет в области автомобилестроения он крупнейший в России. Что касается Московской области, то в нашем активе уже есть аналоги. В частности, компания «Металл-профиль» в Лобне за прошлый год вложила в развитие свыше 100 млн долларов. В Сергиевом Посаде завод проинвестирован на 200 млн долларов.

Крупные индустриальные проекты у нас были и будут. Однако «Мерседес» для нас, как и всей страны, — определенный показатель качества инвестиционного климата.

— Частные железнодорожные переезды, которые предполагается строить в Подмосковье, — тоже инвестиционный климат?

— Учитывая подъем экономики, регион остро нуждается в улучшении дорожной инфраструктуры. Изменить ситуацию только за бюджетные средства невозможно.

Губернатор поставил задачу поиска инвесторов для строительства железнодорожных переездов. Сегодня это очень актуально, ведь электрички и поезда стали курсировать с повышенной интенсивностью, всем нам приходится стоять в многочасовых пробках.

Мы нашли инвесторов, готовых за свои средства построить мосты через железную дорогу, но с взиманием платы за проезд. На четыре путепровода уже поданы заявки. Еще по 10–12 таким проектам в нынешнем году ожидаем заявки. Сооружения эти не дешевые — не меньше 1 млрд рублей каждый. По контракту, после окупаемости объекта он переходит в собственность Московской области и становится бесплатным. Однако альтернатива бесплатного проезда на «старом» переезде остается, для жителей это крайне важно.

Главное, чтобы у всех сохранялось право выбора и не ущемлялись ничьи интересы!

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*