Подмосковная медицина – 160 млрд в одни руки”>

Подмосковная медицина – 160 млрд в одни руки">

Порядка 160 млрд рублей направило правительство МО в 2018 году на развитие здравоохранения. Эту цифру назвал губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и она более чем на 10 млрд меньше аналогичного показателя, предусмотренного областной госпрограммой «Здравоохранение Подмосковья» на 2014–2020 годы. О последствиях тотального контроля области за расходами на медицину и связанных с этим проблемах рассказывает главный редактор «Городской газеты», муниципальный депутат Андрей ЗАЙЦЕВ.

Показания областных чиновников, когда они отчитываются о положении дел в подмосковном здравоохранении, почти всегда расходятся. Андрей Воробьев, к примеру, прошлой осенью назвал запланированную сумму расходов на медицину в 2018 году – 160 млрд рублей – и, как выяснилось, где-то «потерял» более 10 млрд. В действительности областная госпрограмма «Здравоохранение Подмосковья» (последние поправки в нее внесли в феврале 2018 года) предусматривет общие расходы на медицину в размере 173 млрд рублей. Надо отметить, что программа принималась в 2014 году, когда финансово-экономическая ситуация в стране была совсем иная. С тех пор цифры расходов корректировались десятки раз. Но неясным остается одно – которой из цифр следует верить, той, которую называет губернатор, или той, что указана в программе.

В феврале первый заместитель председателя правительства МО Ольга Забралова в эфире губернаторского телеканала «360» отчиталась о достижениях региональных властей в развитии задравоохранения. По ее словам, за четыре года в Подмосковье отремонтирована половина медицинских учреждений – стационаров, детских и взрослых поликлиник. В 2018–2019 годах ремонт продолжится, для чего, как отметила г-жа Забралова, из областного бюджета выделено 8 млрд рублей. В область из других регионов РФ в 2017 году удалось привлечь 800 врачей, сказала чиновница и призналась, что нехватка специалистов на сегодняшний день для подмосковного здравоохранения самая острая проблема.

«Мы знаем досконально для каждого лечебного учреждения, сколько нам требуется врачей. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали и из Рязани, и из Владимира, и из Москвы. И, соответственно, когда человек приезжает, что ему нужно? Ему нужно жилье, ему нужно устроить детей, ему нужно комфортное проживание. Заработная плата, само собой, – сказала Ольга Забралова. – Жилье, которое мы предоставляем по программе «Социальная ипотека». Мы за три года планируем 800 квартир дать медикам. Мы уже в прошлом году дали 290 и в позапрошлом примерно 260».

Медикам, планирующим перебраться в Подмосковье из других регинов, наверное, будет интересно узнать, что в МО помимо социальной ипотеки существует программа «Земский доктор», по которой врач, приехавший на работу в сельскую местность, помимо служебной квартиры получает еще и подъемные 1 млн рублей. Об этом тоже рассказала Ольга Забралова, но она не уточнила, распространяются ли эти блага на докторов, работающих в ближнем Подмосковье. Например, в Химках, где мало кто знает, что такое ФАП (фельдшерско-акушерский пункт) и где нет необходимости в деревенских амбулаториях на несколько койко-мест.

Отметим, что нам не известны реальные случаи предоставления жилья молодым медикам в Химках, кроме тех, о которых сообщали официальные СМИ. Но и в этом случае разные источники называют совершенно разные цифры, что дает нам основания сомневаться в правдивости этой информации.

Буквально через неделю после интервью г-жи Забраловой в областную госпрограмму «Здравоохранение Подмосковья» на 2014–2020 годы были внесены изменения. Цели и задачи программы в очередной раз скорректировали, приведя ее показатели в соответствие с возможностями регионального бюджета. Как в любом документе подобного рода, в программе нарисована идеальная картина, скорее всего, имеющая мало общего с реальностью.

Как мы уже писали выше, в 2018 года на программу предполагается выделить почти 173 млрд рублей. Результатом реализации всех предусмотренных программой мероприятий должно стать увеличение продолжительности жизни населения МО в 2020 году в среднем до 74,5 лет. В этом году почти 100% больных должны быть обеспечены бесплатными лекарствами. Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут должна составить 94% от общего числа.

Дальше больше. Уровень зарплат работников бюджетных организаций здравоохранения должен быть приведен в соответствие с зарплатами работников частных клиник. При этом в 2018–2020 годах почему-то вообще не предусмотрены единовременные компенсации для специалистов, прибывших на работу в сельскую местность, но за два года таких специалистов все-таки предполагается привлечь в количестве 800 человек. Напомним, что привлечение восьми сотен специалистов г-жа Забралова сообщала, как о свершившемся факте, хотя это, как выясняется из программы, только в планах.

Почти 9,5 млрд рублей в 2018 году предполагается выделить на совершенствование оказания специализированной и скорой медицинской помощи. Основная часть средств (около 9 млрд) поступает из Минздрава МО, при этом из муниципального бюджета на скорую помощь не потратят ни копейки. Но еще в 2014 и 2015 годах такие траты из муниципальных бюджетов предусматривались. Да, четыре года назад муниципальные администрации еще могли поддерживать финансами местные учреждения здравоохранения. До тех пор пока в области не решили, что лучше распорядятся этими деньгами. Результаты такого подхода не заставили себя долго ждать.

«Городская газета» неоднократно писала о непростой ситуации, сложившейся в муниципальных учреждениях здравоохранения. Речь не только и не столько о врачах и младшем медперсонале. Тяжело приходится в первую очередь больным, тем из них, к примеру, кто получает бесплатные медикаменты по областным и федеральным программам. Впервые за много лет в Химках периодически отмечается дефицит бесплатного инсулина и других жизненно важных лекарств. Отдельного упоминания заслуживает ситуация, сложившаяся в городской службе скорой медицинской помощи, главная проблема которой недоукомплектованность квалифицированным медперсоналом.

По словам сотрудников скорой помощи, заработная плата врача в соседней Москве в два, а то и больше раз выше зарплаты коллеги, работающего на аналогичной должности в Химках. Для квалифицированных специалистов это обстоятельство чаще всего оказывается решающим при выборе места работы. Поэтому в химкинских бригадах скорой часто не оказывается врачей, на вызовы выезжают фельдшеры. В критической ситуации это может стоить больному жизни, и такие случаи в Химках уже были. Централизованное финансирование отрицательно сказывается на вопросах, связанных с обеспечением бригад скорой помощи оборудованием и медикаментами. Возникают сложности с ремонтом автомобилей. Самое необходимое перед сменой медикам приходится покупать на свои деньги.

Недокомплектованность штата скорой помощи причина курьезной ситуации, когда из двух с лишним десятков имеющихся в наличии машин на вызовы готова выехать только половина. По действующим нормативам, в 250-тысячном городе должны работать 25 полностью укомплектованных экипажей скорой. В Химках же на вызовы часто могут выехать лишь 10-12 машин. Более того, реальная численность населения городского округа по самым скромным оценкам уже вдвое превышает официальные данные. То есть в Химках в настоящее время проживает почти полмиллиона человек. Это значит, что для нормального функционирования скорой городу нужны 50 экипажей.

Мы неоднократно писали о негативных последствиях, связанных с ошибочными представлениями областных чиновников о том, что лишение ОМСУ большей части административных полномочий будет способствовать порядку и дисциплине в бюджетных отношениях. То есть позволит экономить средства областного бюджета. На деле же все происходит с точностью до наоборот. Лишив муниципалитеты возможности решать вопросы собственного жизнеобеспечения, областное правительство взвалило на себя функции, с которыми не в состоянии справиться.

Мы уверены, что лишь вернув ОМСУ полномочия распоряжаться деньгами на здравоохранение, можно навести порядок в этой сфере. Ситуация в здравоохранении беспокоит абсолютно всех жителей Подмосковья, является одним из основных критериев оценки качества жизни и эффективности работы органов власти.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*