Работу угольных портов приостанавливать не будут
Росстандарт утвердил обновленный справочник наилучших доступных технологий, которые должны применяться портовиками при работе с углем. Минтранс подготовил изменения в технический регламент, чтобы сделать данные требования обязательными для стивидоров. При этом более радикальная инициатива Минприроды — приостановка работы портов на 90 дней за повторные экологические нарушения — пока заблокирована, не пройдя оценку регулирующего воздействия. Эксперты полагают, что на фоне падения цен на уголь правительство не будет вводить столь жесткие ограничения.
Росстандарт утвердил новую редакцию информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям (НДТ), изменения касаются перевалки угля в портах (приказ от 17 апреля опубликован на сайте). В обновленные разделы вошел перечень мероприятий, которые должны сократить выбросы загрязняющих веществ при хранении и складировании угля, в частности, высаживание лесополос, создание систем орошения, пылеподавления и аспирации, ветрозащитных укрытий, применение пылеуборочной техники и т. д.
В мае 2018 года Дмитрий Медведев предписал использовать принцип НДТ при перегрузке угля в портах. Обновленный справочник должен решить проблему угольной пыли, которая в июне 2017 года вышла на уровень президента (см. “Ъ” от 6, 13, 24 июля и 23 августа 2017 года). Новая редакция справочника НДТ вступит в силу 24 мая и будет применяться добровольно. Как пояснили “Ъ” в Минтрансе, министерство уже подготовило проект поправок к техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта, который закрепляет использование НДТ для перевалки угля. После принятия техрегламента применение таких технологий станет обязательным. В Минпромторге добавляют, что допускается применение альтернативных технологий, если не превышается установленный справочником НДТ уровень технологических показателей.
Почему экологические ограничения в портах сочли риском для угольщиков
Но в Минприроды считают, что актуализации справочника недостаточно, и подготовили законопроект, который предусматривает приостановку работы портов на 90 дней при повторном нарушении экологических требований. Стивидоры выступили против таких мер — как писал «Интерфакс» в конце апреля, они направили письмо вице-премьеру Юрию Трутневу, в котором назвали законопроект дискриминационным. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что согласовали законопроект без замечаний. В Минпромторге сообщили, что не принимали участия в разработке документа. В Минэнерго и Минприроды на запрос “Ъ” не ответили.
Теперь на стороне стивидоров выступило Минэкономики, которое дало отрицательную оценку регулирующего воздействия (ОРВ) на законопроект Минприроды. В Минэкономики считают, что предлагаемый подход может повлечь падение грузооборота, санкции к российским портам за неисполнение контрактов, банкротство предприятий, негативные социальные последствия. Также указывается, что в любом случае при введении новых требований необходим переходный период не менее года. Формально при отрицательной ОРВ Минприроды обязано переработать законопроект.
Как в Госдуме дорабатывали законопроект по борьбе с угольной пылью
Компании официально законопроект не комментируют. Источник “Ъ” среди стивидоров говорит, что предлагаемые поправки создают предпосылки для злоупотребления полномочиями со стороны должностных лиц: те получат возможность останавливать деятельность предприятия даже за незначительные правонарушения без предоставления доказательств о реальном ущербе или угрозе ущерба окружающей среде. Другой собеседник “Ъ” говорит, что портовики уже инвестировали в экологию сотни миллионов рублей, а самые крупные — и миллиарды рублей. За фактическое нарушение экологического законодательства и сейчас предусмотрено наказание, но регуляторы проводят проверки и предъявляют претензии не по фактам нарушений, а по жалобам граждан, которые часто инспирированы конкурентами, добавляет он.
Заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов полагает, что на фоне ухудшения конъюнктуры рынков угля новые ужесточения для угольщиков и стивидоров вводиться не будут. Либо, считает эксперт, будет предложен менее жесткий вариант, который будет предусматривать лишь штрафы, но не остановку деятельности. Принятие законопроекта в текущей редакции угрожает поставить крест на планах развития Восточного полигона — масштабного развития инфраструктуры Транссиба и БАМа, заключает он.