Мощные, основательные бюсты военачальников, созданные в традициях отечественного реалистического искусства, вызывают чувство торжества, созвучное радости от победы над врагом, задумавшим уничтожить Страну Советов. У образа каждого маршала хочется остановиться и поклониться до земли: Г.К. Жукову, К.К. Рокоссовскому, А.М. Василевскому и И.С. Коневу.
Влад Красноярский
Автора интересует история России. Он отлил в бронзе символ русского мира – Юрия Долгорукого, основателя Москвы, сделавшего первые шаги для объединения разрозненных русских княжеств в одно сильное государство.
Одна из жанровых работ Романа Фашаяна не может не привлекать внимания: на стене висит мундир бойца с фронтовыми наградами, тут же – трость. Над мундиром три письма с фронта. Их можно легко прочесть. Они не придуманы. Письма принадлежат другу скульптора – Борису Васильевичу Воробьеву. Одно датировано 24 июня 1942 года, второе – 14 декабря 1944-го. Солдат пишет с полевой почты № 65483б, обращаясь к своей сестренке «Мусиньке»: «У меня все хорошо». А иного писать с фронта нельзя было. Письма проверяли соответствующие службы.
Столь необычная объемно-пространственная композиция из разнообразных реальных предметов, объединенных единым художественным замыслом – что как не инсталляция? И она воздействует на современного человека, пожалуй, даже сильнее, чем памятники.
– Мне особенно интересно работать над скульптурой, когда я знаю реальную, непридуманную историю, – признается Роман Олегович, – вот, к примеру, «Дядя Володя». Скульптура сделана по воспоминаниям о моем соседе по дому в Баку, где я родился. Я узнал, что дядя Володя прошел всю войну до Варшавы, а там во время освобождения города в бою немцы уничтожили весь его взвод. Остался только он один; правда, без ноги…
За каждой работой – история. Возможно, это и является первопричиной того, что Роман Фашаян придерживается традиций реалистической школы. Этому его учили и в Пензенском художественном училище, и в Московском высшем художественно-промышленном (бывшем Строгановском). Он нашел свой путь в рассказе о жизни: изображать предмет так, чтобы он казался живым. И в одной из самых интересных работ на нынешней выставке – «Бабушкины руки» – он добивается цели: так и хочется прикоснуться к натруженным, усталым, сильным рукам, погладить, поцеловать их… Они – из белого мрамора… Но они – живые.
Как и все творчество Романа Фашаяна. Настоящее. Смысловое. Живое.
Влад Красноярский