Первую очередь розовой Некрасовской линии метро открыли 3 июня — и тем же вечером пассажиры юго-востока Таганско-Краснопресненского диаметра ощутили на себе изменившуюся реальность. А именно: на станции «Лермонтовский проспект», где безальтернативно происходит пересадка на новую линию, теперь аншлаг, особенно по утрам в рабочие дни. За неделю ситуация не улучшилась, отмечают жители Жулебина — района, который первым почувствовал на себе появление новой пересадки. Так ли хороша новая линия метро? И существовала ли ей альтернатива? Это пытался выяснить «МК».
фото: АГН «Москва»
— Сегодня в 7.30 была полная платформа народа, — рассказала «МК» жительница Лермонтовского проспекта Анна Кузьмина. — Это было хуже, чем на той неделе. Я пошла на железнодорожную станцию «Косино». По пути видела, как приходят набитые поезда из Некрасовки, и все идут переходить на наш многострадальный «Лермонтовский».
— В 22.00 никогда столько народу на станции не видел, — делится еще один житель Жулебина — Александр Гончаров. — Стало примерно так, как два года назад было в Кузьминках.
Главная причина особенно жестокого для жулебинцев утреннего часа пик — то, что часть поездов, идущих в центр от «Котельников» до «Выхина», следуют без остановок и без пассажиров. Учитывая мощный пассажиропоток с электричек на «Выхино», это объяснимая мера — но жителям Жулебина от этого не легче. На вдвое более редкие поезда теперь приходится заметно больший поток пассажиров — которые, возможно, раньше штурмовали «Выхино».
— Особенно боюсь зимы, — признается Анна Кузьмина. — Сейчас лето, и народа меньше, а настанут холода — мы вообще зашьемся. Единственное облегчение может быть — когда откроют следующую очередь линии. Тогда я лично смогу ездить по ней до МЦК и вообще забуду про фиолетовую ветку!
Хотят как лучше
— Запуск первого участка новой линии приведет к временному увеличению пассажиропотока на юго-восточном участке Таганско-Краснопресненской линии, — в день открытия новой ветки признали в пресс-службе Московского метрополитена. — Полный запуск Некрасовской линии метро и появление пересадок на Большую кольцевую линию даст возможность существенно разгрузить Таганско-Краснопресненскую линию — в вагонах станет свободнее на четверть. При этом жители районов юго-востока столицы, которые десятилетиями ждали появления станций рядом с домом, перестанут пользоваться станциями Таганско-Краснопресненской линии и поедут по новой линии метро, в объезд загруженных пересадочных узлов. Появление метро в этих районах поможет сэкономить жителям Некрасовки и Косино-Ухтомского до 40 минут в день на поездки по городу.
— Юго-восток Москвы — это давняя транспортная проблема, — рассуждает Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ. — Таганско-Краснопресненская линия на этом участке давно славится экстремальной перегруженностью. А сейчас запущенная линия метро в Некрасовку по факту не самостоятельная линия, а боковое ответвление, подводящее к тоже перегруженному Таганскому радиусу. В центр Некрасовская линия не ведет. Так что транспортных проблем ЮВАО она не решает — по крайней мере пока, — и это вполне ожидаемо. Для района Люберецких полей и Некрасовки ситуация стала немного лучше, но жители Выхина и Жулебина никак не могли ожидать улучшения — что ни делай.
— Пассажиров на этом участке действительно стало больше, — оценивает ситуацию эксперт межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. — Это связано с тем, что с появлением метро в шаговой доступности часть жителей Некрасовки переформатировали свое поведение и начали пользоваться метро вместо железной дороги и личного автотранспорта.
Второй фактор, обостривший ситуацию в Жулебине, по мнению Свириденкова, — это «залповость» трафика метрополитена по сравнению с более равномерным потоком пассажиров на автобусах, который ограничен пропускной способностью улично-дорожной сети. Раз в шесть минут со стороны «Некрасовки» на станцию «Косино» прибывает поезд, пассажиры которого плотной толпой заполняют перроны «Лермонтовского проспекта».
— В результате общее количество пассажиров на линии в часы пик увеличилось, и для пассажиров, которым нужно сесть в поезд ближе к центру — например, на «Рязанском проспекте», в «Кузьминках» или «Текстильщиках», — войти в вагон стало проблемой, — заметил Свириденков. — Именно ради них и организуют поезда, идущие от «Котельников» до «Лермонтовского проспекта» без пассажиров.
По словам эксперта, проблема была предсказуема: все транспортные эксперты говорили о проблемах с пуском Некрасовской линии только на участке от «Косино» до «Некрасовки» и необходимости ее продления как минимум до «Авиамоторной», а лучше бы сразу до станции «Рубцовская» (переход на Арбатско-Покровскую линию). Но участок за МКАД начали по организационным причинам строить намного раньше, и, соответственно, завершен он также был быстрее. А содержать и не эксплуатировать полностью готовый участок слишком дорого, да и никто — ни власти, ни москвичи — не поняли бы такого, уверен Владимир Свириденков. И в любом случае пиковые часы, во время которых наблюдаются описанные проблемы, длятся всего четыре часа в сутки — а в остальное время жители Кожухова и Некрасовки получили удобное, быстрое и надежное транспортное обслуживание.
По словам Владимира Свириденкова, в первую очередь необходимо интенсифицировать использование железнодорожного транспорта на юго-востоке столицы. Это значит не только сократить интервалы движения электропоездов в течение всего дня, приблизив его по удобству и надежности к метрополитену, но и включить электрички в городе в единую тарифную зону. Так, чтобы при пересадке на электричку из метро или автобуса не нужно было покупать дополнительный билет, а при путешествии из-за города было бы все равно — выходить на «Выхино» или ехать до самого Казанского вокзала. Второй путь решения проблемы — развитие движения наземного транспорта по выделенным полосам с приоритетным проездом перекрестков. Задача наземного транспорта — не довозить до центра (здесь метрополитен обеспечивает намного меньшее время в пути и поэтому вне конкуренции), а оттянуть ту часть пассажиров, которым нужно куда-то в пределах округа, где расположено немало рабочих мест и точек тяготения. Но главное — это поскорее ввести в строй следующую очередь Некрасовской линии. Но в силу ряда обстоятельств рассчитывать на это можно только к концу 2020 года, уверен эксперт.
Между тем на данный момент те цели, которые ставили перед собой транспортники, достигнуты: метро действительно пришло в Некрасовку, а на станции «Выхино» — в том числе за счет тех самых «пустых» поездов — стало свободнее. По последним данным, которые приводит руководитель Департамента транспорта, — на 20%. Это и было запланировано. Так что главное — аккуратно сформулировать пожелания: иногда они исполняются.