Химкинская картинная галерея

Химкинская картинная галерея открыта в 1993 году. Работы, выставленные здесь, собраны профессором Сергеем Николаевичем Горшиным. Он подарил бесценную коллекцию, дело своей жизни, городу Химки. И первые годы работы галереи был её научным руководителем. Он обучил молодых сотрудников всему, что умел сам. С самого основания уникального музея в нем трудится Анна Шарыгина.

Химкинская картинная галерея

Галина Красова

Она работала на НПО Энергомаш, и вдруг узнала, что в газете «Вперед» напечатано объявление о том, что создаваемая в Химках картинная галерея ищет сотрудников. Анна не сразу решилась попробовать пойти на собеседование, но через некоторое время  все-таки отправилась по адресу, указанному в газете, и там её направили на собеседование лично к профессору Горшину. Это было в конце апреля 1991 года. Сергей Николаевич благосклонно отнесся кмолодой претендентке, которая к тому времени  успела закончить технический вуз  и художественное училище, имела статус художника- исполнителя, а кроме того, дружила с художниками, и  интересовалась искусством.

Далее- её рассказ от первого лица.

Организация

В мае я вышла на работу, меня встретила  директор галереи Наталья Михайловна Григорова. К этому времени Совет депутатов принял решение об организации галереи. Горком КПСС и Совет депутатов выделили помещения в здании горкома на улице Московской. Созданию галереи способствовали и власти и жители Химок. В то время большой вклад в образование нового дела приняла созданная группой земляков Ассоциация инновационных агентств. (АИНА) В неё входили активные граждане, такие как Аркадий Злотников(ставший затем одним из руководителей Crocus Group )

Бывший конференц- зал на третьем этаже преобразовывали в музейное пространство. Ряды кресел были демонтированы, паркет привели в порядок, обновили стены и т.д. Для галереи также выделили несколько комнат на этом же этаже.

Огромную роль в рождении галереи сыграли бывший 1-й секретарь горкома КПСС Игорь Дмитриевич Домов и сотрудник горкома Татьяна Даниловна Калашникова. (Надо заметить, что оба они посетили квартиру Сергея Николаевич Горшина, где хранились картины и находились под впечатлением от предложенного дара)

Подготовка к переезду

Уже было известно, что С.Н. Горшин собирается подарить городу коллекцию высокохудожественных картин, и все с энтузиазмом готовили почву для переезда прекрасных полотен. Надо было создать охранную систему, продумать климатический режим, сделать массу дел. Ставки научного руководителя тогда не было, но Сергей Николаевич взял на себя эти обязанности. Под его руководством  мы прошли целую школу: он учил нас, новичков, как обращаться с картинами, рамами, как вести непростое музейное дело. За время формирования коллекции он наладил  порядок, систематизацию, учет, сам решал проблемы  хранения полотен(картины требуют  поддержания определенной температуры и влажности)  и теперь учил этим премудростям молодых. Все эти навыки хранителя картин были нам переданы.

К маю 1992 года был готов зал, проведена охранная сигнализация. Для того, чтобы грамотно  разместить картины на новом месте, был создан проект развески (так называется размещение картин на плоскостях) на миллиметровой бумаге. Картины мы видели только те, что висели у него на стенах, остальные уже стояли вдоль стен, готовые переместиться на новое место. У Горшина была картотека, в которую были занесены размеры всех полотен. Зная высоту стен, площадь перегородок, площадь картин, мы вписывали полотна в миллиметровку, стараясь при этом не нарушить художественную  целостность самой концепции собрания.

Идея собрания: от замысла к реализации

С.Н.Горшин просил, чтобы мы все подаренные картины разместили в зале. Места было не так много, поэтому первоначально  подразумевалась почти шпалерная развеска. Он много десятилетий создавал свою коллекцию как истинный ученый: по определенной идее.

Он хотел показать развитие русской реалистической живописи за 100 лет, от критического реализма до соцреализма. С середины 19 века до середины 20-го. При этом он не обходит вниманием предшественников, представителей академической школы.

Сначала он искал и покупал работы мастеров Союза русских художников, затем- передвижников, следом – объединения Мир искусства, потом- представителей русского авангарда, и, наконец, соцреализма. И нам нужно было эту ретроспективу показать в композиции.

Как переезжала коллекция

В 1992 году мы картины перевезли.

Картины в квартире Горшина были развешены в несколько рядов, а многие стояли вдоль стен. Он уже знал, что будет дарить коллекцию городу, и дополнял её новыми работами, докупая их, закрывая белые пятна, как он считал, своего собрания.

Вспомним те времена: профессиональной упаковки не было, поэтому каждую картину в багетных рамах, кутали в упаковку, укладывали в картонную коробку по размеру, обкладывали смягчающими материалами, коробки перевязывали шпагатом. Потом каждую как ребенка, несли на руках из дома Горшина в галерею. Как вспоминает директор галереи, Наталья Григорова:

-Каждую картину  пеленали, как ребенка, и несли на руках,  опять же как ребенка. Нас сопровождал милиционер. Это была незабываемое событие, и небывалое зрелище.

Как развешивали картины

Потом была реальная развеска. Высота потолков в зале – около шести метров, а работы расположены на высоте человеческого глаза. Нам пришлось все делать своими руками: такую деликатную работу нельзя было доверять никому. Сначала Сергей Николаевич наметил, что в экспозиции будет около 160 картин, потом добавил еще 11, а потом еще 4.И каждый раз после изменения численность полотен картины надо было перевешивать.

Мы понимали, что в развеске картины не должны мешать друг другу, это ведь целая наука и большое искусство. Методом проб и ошибок были размещены все работы, благодаря высоким потолкам зала они смотрятся достойно, и до сих пор остаются  на своих местах, определенных им Сергеем Николаевичем.

Обучение сотрудников

Сергей Николаевич готовил нас по всем направлениям музейной работы. Он передал галерее все свое оборудование по уходу за рамами и картинами, по реставрации и поддержанию в порядке холстов и подрамников. Это были специальные инструменты, материалы. Он обучал нас, как реставрировать рамы, как чистить холст, как ухаживать за картинами и рамами. Это была удивительная, уникальная школа.

Прим: Надо сказать, что основная профессия С.Н.Горшина- профессор, исследователь проблем защиты и сохранения древесины, у него была исследовательская лаборатория в районе платформы  Сенеж. Там он проводил свои опыты по сохранению дерева в разных средах. А работал он в Химках, в институте ЦНИИМОД в Химках.(Центральный научно-исследовательский Институт Механической обработки древесины), сейчас на его месте  корпуса НПО им. Лавочкина.

Подготовка каталога работ

Учил нас также Сергей Николаевич учетному делу, так как музей-это не только экспозиция, но и контроль и учет. Задача музея – хранить, учитывать, популяризировать, изучать экспонаты. И наш учитель понимал значимость этих задач, и старался передать нам все знания, которые необходимы музейному работнику. Он старался заложить основы всех нужных для полноценного функционирования галереи направлений.

 Поэтому одним из условий дарения коллекции драгоценных полотен городу Химки было издание полного каталога работ с цветными репродукциями. Его тоже начали готовить, в выпуске издания участвовали сотрудники галереи, помощница С.Н.Горшина по его основной работе Ирина Михайловна Спиридонова, и наши спонсоры  из АИНА, на средства которых были сделаны слайды для издания.

Сейчас еще не обо всех  художниках, работы которых представлены в галерее, есть полная  и исчерпывающая информация, и работа по дополнению сведений галереей постоянно ведется.

Изюминка галереи Горшина

Сергей Николаевич реализовал в своей галерее еще одну свою новаторскую идею: он умышленно покупал работы так называемых «забываемых» художников, чтобы показать культурный фон творческих поисков, фон развития  русского искусства. Может быть, эти авторы  привнесли в живописное искусство меньше, чем признанные метры, но это были необходимые творческие поиски. Без этой среды не было бы гениальных картин Репина, Левитана, Серова.. Горшин ставил и выполнял такую задачу, показывая в своей коллекции работы художников, незаслуженно забытых нашей страной, у которой  из-за её размаха развилась роскошь забывать хорошее ради лучшего, уводить в тень очень значительных мастеров. Например, все знают  мастеров Товарищества передвижных художественных выставок (передвижников), которые делали акцент на остро-социальные сюжеты.

Но чуть позже появился Василий Поленов, который сказал: Пора привнести отрадное в искусство.

Его учениками были Серов, Левитан, Коровин, Малявин, Остроухов, Бялыницкий-Бируля, которые подняли на новую высоту русский пейзаж и портретное искусство.

Мы все знаем И.И.Левитана, а есть еще А. С.Степанов, П.И.Петровичев, М.К.Аладжалов,Л.В.  Туржанский, и эти фамилии знают далеко не все. Хотя это был один круг людей. Художники 19- го века изображали сцены из народной жизни, показывая, что вчера крестьянин пахал землю до седьмого пота, А сегодня празднует-поет и пляшет. Художник как будто говорил зрителю: поглядите, какой могучий потенциал скрыт в нашем народе. Это был гимн силе народа, и этот взгляд художника  давал обществу надежду на светлое будущее.

Поэтому Сергей Николаевич, опираясь на собственное понимание и чутье, выбирал картины таких забытых художников, Союза Русских художников а потом он начал собирать картины передвижников.

Интеллигент

С.Н.Горшин представлял нарождающуюся новую советскую интеллигенцию, которая участвовала в созидании, которая  верила, что строит лучшую жизнь для всех людей в своей стране. У него была позиция, что человек только тогда может считаться состоявшимся, когда он делает все, что он от него зависит, служит людям, тратит свои силы на улучшение жизни страны.

Нам повезло, что мы, молодые сотрудники, попали в сферу его влияния. Он хотел передать дело своей жизни в надежные руки, поэтому воспитывал нас, как продолжателей своего подвижничества. И хотя  ему уже было за 80 лет,  он был полон творческих идей. Он был деятельным, и очень спешил передать нам свой опыт. Дел и  замыслов у него  было очень много, и тратить силы на пустую говорильню он не мог уже себе позволить.

Дружба с Химкинским Домом художника

Комбинат художественных работ (КХР) в Химках был вторым по масштабу в СССР. Сергей Николаевич неизменно посещал все выставки в выставочном зале КХР, в этом же зале он в марте 1990 года выставил часть своей коллекции, которую планировал подарить городу. Это были 110 работ (хотя он потом подарил городу больше) Экспозиция имела колоссальный успех, и поднялась волна общественной поддержки идеи о создании картинной галереи в Химках. Эту идею поддержали и горожане, и художники, и местные власти. Под Обращением о создании галереи подписались около двух тысяч химчан. Информационную поддержку нашему общему делу оказывали газета «Вперед» и газета НПО Энергомаш «За Родину» Город тогда был небольшим, и все были очарованы Сергеем Николаевичем Горшиным, его подвижничеством, его личностью. Это был такой глобальный проект.

Надо сказать, что в развеске работ в галерее участвовали сотрудники выставочного зала КХР Луиза Захаровна Гвиниашвили и Тамара Герасимовна Морозова. Эту дружбу с художниками галерея продолжает до сих пор.

Место галереи в жизни области и Химок

Тысячи и тысячи горожан и гостей Химок посетили галерею, а также -сотрудники Третьяковской галереи, Пушкинского музея, других музеев, художники, искусствоведы.

По оценке экспертов Министерства культуры Московской области, уровень художественного собрания  Химкинской картинной галереи является вторым по значимости после Серпуховской галереи в Подмосковье.

Но в Серпухове художественное собрание родилось в результате покупок купеческой семьи у одного из петербургских вельмож картин таких русских мастеров, как Шишкин, Поленов, Семирадский, а также очень серьезного уровня произведений Западно – Европейской живописи и русской иконописи. Потом эту коллекцию доукомплектовали все музеи СССР, Худфонд СССР, другие фонды.

А Химки получили галерею, собранную стараниями одного человека- профессора Горшина.

Каталог собрания

К счастью, каталог вышел при жизни С.Н.Горшина, в него вошли все 203 картины, которые он подарил городу. Это большая солидная книга. В день её презентации Сергей Николаевич последний раз был в галерее. Это было осенью 1996 года, и Горшину уже было около 90 лет.

Ему уже было трудно дойти до галереи, хотя он жил рядом, на улице Калинина….Он продолжал трудиться дома: вел учет, совершенствовал экспозицию. Он продолжал помогать нам, с ним мы прошли школу жизни, школу ответственности. К нему приходили журналисты многих изданий, чтобы написать об одном из последних крупных меценатов 20-го века, и он не отказывал в интервью никому, только просил, чтобы авторы бережно относились к своим публикациям.

Жизнь галереи после смерти её основателя

Вот уже 27 лет мы живем без него, и его посыл – что человек должен постоянно расти над собой, мы продолжаем применять каждый день в своей работе. Это школа ответственности, в которой мы сдаем экзамены  на каждой экскурсии по галерее или на выставке в фойе.

За годы нашей работы мы постоянно дополняли коллекцию, потому что художники с удовольствием дарят нам работы, и не только мастера живописи, но и графики и скульпторы.

Мы придирчиво отсматриваем работы, и отбираем для галереи такие работы, которые помогают дополнять картину развития современного искусства России. Мы устраиваем выставки, в последние годы и передвижные, и работы нашей галереи могут посмотреть жители Москвы, Подмосковья и других областей (примеры???).

Мы приглашаем всех в нашу галерею, чтобы показать не только картины больших мастеров, но и рассказать о человеке, который создал целый мир- мир Химкинской картинной галереи, который теперь живет и развивается без него.

Галина Красова

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*