Позиция Министерства здравоохранения России относительно сохранения врачебной тайны опирается на закон. Ведомство сочло необходимым официально разъяснить ее «в связи с поступающими запросами». Оппонент Минздрава в данном вопросе – МВД, желающий обладать информацией о пациентах психо-наркологических диспансеров – для ее учета при допуске к вождению.
Минздрав напоминает, что в соответствии со ст.13 Федерального закона «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» сведения об обращении человека за медицинской помощью охраняются врачебной тайной. «Право человека на конфиденциальность в обстоятельствах, в которых необходимо особое доверие между врачом и пациентом для правильной постановки диагноза и назначения лечения, является одним из фундаментальных прав в сфере охраны здоровья», – говорится в официальном сообщении.
Закон предусматривает и «закрытый перечень исключительных случаев», когда информация о состоянии здоровья человека может быть представлена без его согласия. Все они сопряжены с необходимостью предупредить вред окружающим – например, чтобы остановить распространение массовых заболеваний.
Министерство полагает, что при получении различного рода разрешительных документов автоматическое предоставление иным федеральным органам, физическим или юридическим лицам медицинской информации о человеке без его добровольного согласия является недопустимым.
Данное официальное разъяснение вызвано тем, что месяц назад по итогам заседания правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения был дан перечень поручений, в том числе Минздраву и МВД. Оба ведомства должны к 31 марта 2020 года «представить в Правительство России предложения по формированию механизма подтверждения права управления транспортным средством на основании медицинских заключений об отсутствии противопоказаний с последующим использованием подтверждения права управления в открытой цифровой платформе «Безопасность дорожного движения»».
МВД хочет располагать данными обо всех пациентах, стоящих на учете в психо-наркологических диспансерах – для учета этой информации при допуске к вождению. Минздрав считает достаточными заключения медицинских комиссий по принципу «может водить» или «не может» – без раскрытия диагнозов.
Ранее МВД заявляло также, что отсутствие информации о некоторых категориях пациентов – имеющих психические расстройства, больных алкоголизмом и наркоманией – лишает полицию возможности предупреждать преступления. В связи с этим ведомство просило предоставить ему доступ к данным, относящимся к врачебной тайне.
Позиция Минздрава опирается на действующий закон: врачебная тайна не может быть раскрыта ни при жизни человека, ни после его смерти.