Сотрудники самой старой в Москве поисково-спасательной станции рассказали, как готовятся к купальному сезону
Купальный сезон в Москве начнется уже через считанные дни. И пускай точная дата старта водных процедур на открытом воздухе еще не известна, жители города уже с нетерпением ждут теплых дней. Пока на пляжах столицы пустынно, лишь изредка можно наблюдать одиночных пловцов. Не удивительно, вода в Москве-реке прогрелась пока только до 14 градусов, так что желающих искупаться еще мало. Но, по словам спасателей, это лишь затишье перед бурей. Корреспондент «МК» побывал на самой старой в городе поисково-спасательной станции «Серебряный бор», чтобы выяснить, какие изменения произойдут тут в ближайшие годы и как готовятся спасатели к летнему сезону.
Фото: Екатерина Степанова
Пляжи Серебряного бора – одно из излюбленных мест горожан. Течение здесь спокойное, дно песчаное, а глубина старого русла реки достигает всего 7 метров. Поэтому в летний сезон, который традиционно в столице начинается в первой половине июня, тут буквально некуда яблоку упасть. Чтобы большая любовь москвичей к воде в этом месте не превращалась в трагедию, столичные власти разместили вдоль берега три спасательных станции. Одна из них – «Серебряный бор» – является старейшей в Москве и ведет свою летопись аж с 1901 года.
– Во время открытия станции назвали «Юбилейная», – рассказывает начальник поисково-спасательной станции «Серебряный бор» Ярослав Черногоров. – Строительство велось за счет средств Московского округа Императорского российского общества спасания на водах и личных вкладов местных дачников. Это зеленое здание с острой крышей, в котором мы дежурим и по сей день – то самое, что было заложено в начале 20 века. У него даже фундамент, как в старых избах – не на сваях или бетоне, а на огромных валунах!
Фото: Екатерина Степанова
Несмотря на приличную историю, именно здесь спасатели пилотируют самые последние новинки сферы. У причала можно увидеть белую камеру – первую, что появилась в Москве для передачи видео в прямом эфире, здесь испытывали беспилотники, которые теперь дежурят со спасателями в любое время года.
– Ежедневно мы патрулируем территорию с помощью всех доступных нам средств: беспилотники, пешие патрули, видеонаблюдение и, конечно же, катера, – говорит Черногоров. – Конечно, акватория в Москве просто огромная и 24 станции ГКУ МГПСС не могут покрыть каждый метр, но мы стараемся быть везде. Разницы никакой нет, если человек в опасности, ведь у нас на его спасение всего 6 минут. Это чтобы отследить утопающего, добраться до него, вытащить и провести реанимационные действия. Да, бывали случаи, когда удавалось спасти и тех, кто ушел под воду и 10 минут назад, но это редкость. Поэтому на счету каждая секунда.
Катер, на котором мы с Ярославом отправились на дежурство, отплыл от причала. Вокруг по берегам – одна сплошная красота: дорогие дома с припаркованными яхтами, зеленые территории лесополосы и облагороженные общественные пляжи с белыми шатрами. Правда, людей совсем нет. За несколько минут нам встретился лишь мужчина-нудист, делающий зарядку на берегу, да две устроившие заплыв представительницы «золотого» возраста в цветастых панамках.
– Кстати, обратите внимание на головные уборы, – говорит Ярослав. – Сегодня пасмурно, казалось бы, зачем они нужны? А ведь благодаря таким панамам спасателю гораздо проще следить за отдыхающими. Голые головы с мокрыми волосами бликуют на солнце, а так пловца на воде видно хорошо. Кстати, часто бывает, что человек тонет рядом с другими купальщиками, и никто даже на это не обращает внимания. Дело в том, что утопающие не кричат. Организм перенаправляет все силы, чтобы дышать, поэтому сводит голосовые связки. Но опытный спасатель может отличить пловца от человека, попавшего в беду, по тому, как у него в движениях нарастает паника, как он хватает воздух, как хаотично совершает взмахи.
Фото: Екатерина Степанова
По словам Ярослава, не менее 80% несчастных случаев на воде происходит с людьми в состоянии опьянения. Из-за затуманенного рассудка и переоценки собственных сил они не могут справиться с ситуацией и теряют контроль.
Всего в этом году с 1 апреля, которое условно считается началом теплого сезона, года на водоёмах столицы в зонах ответственности ГКУ «МГПСС» произошло 15 происшествий. Спасено 16 человек. Оказана первая помощь 23 пострадавшим. Проведено 14 аварийно-спасательных и других неотложных работ. Дежурными сменами поисково-спасательных станций проведено 29 276 профилактических мероприятий, в том числе 9 463 патрулирований зон ответственности, 19 268 замечаний, предупреждений и бесед с нарушителями правил безопасности на воде.
– Сейчас еще очень мало отдыхающих, – продолжает Ярослав. –Но это такое затишье перед бурей. В этом году мы ожидаем, что будет очень много людей на водоемах. В прошлом практически весь сезон бушевала пандемия, а сейчас многие запреты сняты. Думаю, многие будут оставаться отдыхать в черте города. Поэтому мы постоянно тренируемся, готовимся к «горячему» сезону.
Пройдя на катере еще несколько километров, мы пришвартовались у станции. Тут я обратила внимание, что из-за забора высунулся странный объект: будто стакан дорожного регулировщика образца 60хх, только на бетонной ножке.
Фото: Екатерина Степанова
– Это старый пост, он действительно похож на те, что были у сотрудников ГАИ в СССР, – отвечает на мой вопрос Ярослав. – У нас же станция с историей. Сохранилось не только старое здание, но и многие атрибуты прошлого. Например, у нас есть шлем водолаза из меди весом килограммов в 15, он тоже с 50-60хх. Вообще, я с коллегами занимаюсь историей этого места. Собираю архивы, фотографии. И это не просто хобби. Власти города уже одобрили нашу амбициозную идею. Здесь появится совершенно новая спасательная станция с передовой «начинкой», а в старой организуем музей водных спасателей, где соберем все экспонаты!