«Вероятность столкновения всегда существует»
Первые результаты расследования крушения военного самолета Су-34 в Ейске, которое произошло в понедельник вечером и унесло жизни 15 жителей, говорят о том, что двигатель самолета загорелся на взлете из-за попавшей в него птицы. Есть ли в случившемся вина аэродромных служб? Возможно ли в принципе раз и навсегда решить проблему защиты самолетов и аэродромов от пернатых?
Фото: Global Look Press
Об этом «МК» рассказал авиационный эксперт, руководитель интернет-портала AVIA.RU Network Роман Гусаров.
– Абсолютно на всех аэродромах, как военных, так и гражданских, работают орнитологические службы, – говорит эксперт. – Так было всегда, потому, что проблема птиц существовала с самого зарождения авиации. До сих пор решить её на 100% никому, ни в одной стране мира так и не удалось. Особенно нередки случаи столкновения самолетов с птицами во время сезона перелётов. Это период – весна- осень. Как раз, как сейчас, когда происходит миграция птиц.
По словам Гусарова, на аэродромах существуют различные технические средства борьбы с птицами. В первую очередь для этого используются особые устройства, которые на частотах, воспринимаемых птицами, передают сигналы тревоги. То есть орнитологи специально записывают голоса различных птиц, их сигналы, которые они подают друг другу, предупреждая об опасности. Трансляция этих сигналов опасности по громкоговорителю отпугивает птиц от аэродрома.
Правда, в этом деле у неопытных военных орнитологов случались и казусы. Рассказывает, что один военный синоптик, которые в авиаполку отвечает и за орнитологическую обстановку в районе аэродрома, решил проявить инициативу. Аэродром облюбовали стаи ворон. Одна из них была поймана каким-то хитрым способом. Ей начали драть перья, а возмущенные крики записывать на магнитофон. Но когда эту запись через усилители начали транслировать на всю округу за полчаса до летной смены, эффект получился прямо противоположный ожидаемому: сотни ворон прилетели на аэродром спасать попавшую в беду подругу…
Так что все надо делать по орнитологической науке. Сегодня на гражданских и военных аэродромах акустический способ борьбы с пернатыми — один из основных, так как он является наиболее эффективным. Хотя не забыты еще и человеческие чучела, установленные на летном поле, а также различные ветряные трещотки.
Что касается катастрофы Су-34 в Ейске, то Роман Гусаров считает, что попадание птицы в двигатель, скорее всего, произошло уже не над территорией аэродрома.
– Одно дело распугать птиц на поле аэродрома, и совсем другое – закрыть для них всё воздушное пространство вокруг, – говорит эксперт. – Сеткой или каким-то куполом его не закроешь. Так что полностью избежать подобной ситуации невозможно, разве что навсегда избавиться от птиц как от части фауны. Вероятность столкновения с птицей всегда существует. Правда, не всегда это приводит к аварийной ситуации. В большинстве случаев всё заканчивается благополучно. Но иногда всё-таки может приводить к трагическим последствиям, как это случилось сейчас.
Главная проблема здесь – это застройка близлежащих к аэродрому территорий. Часто она происходит незаконно. Затем рядом с домами возникают мусорки, стихийные свалки. Они привлекают птиц, в том числе перелётных. Особенно интенсивно пернатые летают в вечерние и утренние часы, когда птицы начинают перемещаться стаями. А потому, чтобы с высокой вероятностью избежать подобных ситуаций, нужно в первую очередь сделать так, чтобы городские застройки не приближалась к аэродромам.
В Ейске разбирают завалы разрушенного падением Су-34 дома: видео спасателей
Смотрите видео по теме