Нарофоминцы умоляют власти спасти от разрушения уникальную усадьбу Карла Шлиппе

Убийство в Любанове

Жители четырехсотлетнего села Любаново в Наро-Фоминском городском округе Подмосковья умоляют власти спасти от разрушения усадьбу Карла Шлиппе. Фирма, получившая ее в аренду 8 лет назад по льготной программе «Метр за рубль», превратила усадебный дом в убогую «заброшку».

Фото: podmoskovnye.ru

Любаново — старинное село Подмосковья, в прошлом году оно отметило свой четырехсотлетний юбилей. «Через нас и орда шла татарская на Москву, и французы отступали в 1812 году, и немцы стояли в 41-м, но такого урона усадьбе, как от арендаторов, которые обещали ее восстановить, еще ни от кого не было», — жалуются местные жители.

Действительно, село, как, впрочем, и окрестности вокруг него (рядом Верея — древнейшее поселение Московской области), имеет богатую историю, так что в усадебном доме вполне можно было бы открыть краеведческий музей — материалов для интересной исторической экспозиции с лихвой хватит. А если еще взять во внимание изящную архитектуру усадебного дома Карла Шлиппе, который даже в своем нынешнем убогом состоянии привлекает многочисленных поклонников русского неоклассицизма и позднего модерна, то несложно предположить, что после реставрации в усадьбу потекут тысячи любопытных туристов со всего Подмосковья и ближайших к нему регионов.

«У нас в парке есть грот — он в точности похож на тот, что находится в Александровском саду, а еще у нас очень живописные места, с балкона усадебного дома открывается потрясающий вид на Нару, аж дух захватывает!» — хвастаются жители Любанова.

Люди очень переживают, что сами же настаивали, чтобы муниципалитет нашел им арендаторов, которые приведут дом и парк в порядок. Из 5 усадеб, расположенных в Наро-Фоминском городском округе, такой чести удостоилось только Любаново. В 2015 году договор льготной аренды сроком на 49 лет по льготной программе «Метр за рубль» был заключен, компания обязалась за 5 лет отреставрировать дом и привести в порядок парк. Но в результате только немного укрепила фундамент да откопала грот — вот и вся реставрация.

Сейчас у дома вообще нет хозяина. Он тихо разрушается, безмолвно умоляя о спасении.

«Вы посмотрите, что творится: на фасаде уже березы растут, окна и двери выбиты, туда лазят подростки, много раз они поджигали мусор. Мы вызывали полицию, но все без толку. Крыша раскрыта, зимой внутри полно снега, а весной воды. Если сейчас дом срочно не законсервировать, потом его уже будет не восстановить», — говорит архитектор Егор Воронцов.

По его словам, усадьба в Любанове — это почти чеховский «дом с мезонином».

«Дом одноэтажный, но выполнен в лучших традициях русской неоклассики, его строили с любовью, для семейного отдыха на природе. Внутри были богатые интерьеры, снаружи дом украшал ажурный балкон на изящных кронштейнах, хотя сейчас от него уже мало что осталось, по-видимому, местные бомжи спилили и сдали на металлолом чугунное ограждение. С террасы открывался чудесный вид на реку Нару, окружал особняк шикарный парк. Сердце кровью обливается, когда смотришь, во что это все превратилось», — говорит Воронцов.

Последним владельцем поместья в Любанове был обрусевший немецкий предприниматель Карл Шлиппе, хотя сам он там не жил — дом предназначался его любимому зятю Эдуарду фон-Беренс. И зять, и тесть были прогрессивными людьми, поэтому в поместье выписывались из-за границы самая передовая сельхозтехника и племенной скот.

В 1917 году к власти пришли большевики, и законные хозяева усадьбы были вынуждены бросить все и бежать за границу, вскоре после этого там организовали первый в стране совхоз, и он долгое время считался эталоном для других агрохозяйств. Ленин даже отправил туда поправлять здоровье больного туберкулезом Феликса Дзержинского, которому требовалось усиленное питание.

Жаль, что он сейчас не может восстать из могилы и призвать к ответу всех виновных в разорении этого древнейшего российского дворянского гнезда.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*