Почему произошло ДТП с российскими туристами
В субботу вечером автобус с 33-мя российскими туристами оказался неуправляемым и потерпел аварию, один человек погиб, пятеро в тяжелом состоянии. Ряд роковых совпадений заставляет местных жителей верить, что на хайвее D-400, ведущем в аэропорт провинции Анталия, есть «проклятый» отрезок. Но у водителей автобусов и самих туристов свои версии ЧП, мы выслушали все стороны.
Фото: Соцсети
ДТП произошло около 5 вечера в субботу на пути в аэропорт. По версии дорожной полиции, водитель туристического автобуса потерял управление вследствие резкого ухудшения самочувствия. Если б не «свежая» дата, подобному сообщению лет может быть столько же, сколько российскому туризму в Турцию. Соотечественников там больше всего, все организованные отдыхающие передвигаются в автобусах, а в разгар высокого сезона и летней жары с водителями автобусов случаются неприятности — переработал, перегрелся, недоспал и уснул за рулем, а то и сознание потерял. Разница лишь в том, во что его оставшийся без управления автобус въехал — в столб, в другое транспортное средство, в людное место или свалился в кювет, от этого зависит количество пострадавших. В случае с трагедией субботним вечером 17 июня на пути неуправляемого автобуса оказалась фура с открытой грузовой платформой, и не едущая, а припаркованная на обочине возле бензоколонки. Основной удар принял на себя сам водитель — 60-летний Нури Окуйдан. Шансов у него не было: краем грузовой платформы его буквально впечатало в водительское сиденье, по свидетельству очевидцев, без помощи специальных служб вытащить его не удалось. Пятерым раненым из числа пассажиров до приезда скорой помогали соседи по автобусу, которым повезло отделаться легким испугом, а также сотрудники автозаправочной станции. Они и потушили пожар, который после удара начал распространяться из водительской кабины в салон.
– Грузовик подъехал всего минут за 10 до автобуса, – рассказывает сотрудник заправки Садик Дыму. – Такие огромные фуры обычно встают на обочине, иначе займут всю площадку с бензоколонками. Услышав грохот, мы сразу вызвали экстренные службы. Потом сами туда побежали, из центра автобуса уже шел дым и летели искры, мы испугались, что он взорвется. Нам удалось вынести всех раненых и потушить пожар. Потом приехали жандармы, пожарные и медики, оказали первую помощь, тяжелых забрали в госпитали Манавгата, остальных рассадили на другие автобусы до аэропорта.
– Надеюсь, что все обойдется, но одному из пятерых было совсем плохо, – добавляет другой работник АЗС. – У нас тут часто аварии с автобусами.
– Вы посмотрите даты и места происшествий с туравтобусами разных лет! – горячится житель Манавгата, пожелавший остаться анонимным. – Всего две недели назад автобус, полный туристов, ни с того – ни с сего врезался в фонарный столб. В прошлом году конец мая, в позапрошлом август. А место все время одно и то же — отрезок хайвея D-400 в районе Манавгата. Мы считаем, что это проклятое место!
– И кто же его проклял?
– Говорят, однажды тут автобус с туристами сбил местного ребенка, с тех пор этот участок дороги мстит туристам. Вот и вчера, вдумайтесь, с какой стати Нури Окуйдан, всю жизнь проработавший за рулем, не снижая скорости поехал к своей собственной гибели?! Он был хороший человек и добрый мусульманин, не болел, спиртного не употреблял.
Местных жителей можно понять: что ни лето, то в районе Манавгата шум, гам и напуганные туристы. 31 мая прошлого года в районе Манавгата попал в аварию автобус с 13 российскими туристами: водитель не справился с управлением, машина съехала с дороги, повалила два дерева и врезалась в столб, 11 россиян получили травмы. 2 августа 2021-го года на том же отрезке злосчастной трассы ДТП с автобусом с российскими туристами, 3 человека погибли. Действительно, если задаться целью, то на «проклятом» отрезке можно найти автоинциденты разной степени тяжести каждое туристическое лето. По горькой иронии судьбы на следующий же день, в воскресенье, на том же участке снова ДТП с туристическим автобусом, на сей день его протаранила на арендованном седане туристка из Чехии.
– Если бы я не затормозил, автобусом бы подмял под себя машину! – хватается за голову водитель автобуса, благодаря Всевышнего за избавление от греха на душу и описывая предшествующую удару ситуацию.
Автобус с туристами ехал от Алании в сторону Манавгата, туристка на седане – в том же направлении. По каким причинам гражданка Чехии догнала и протаранила автобус, никто не понял. По словам водителя, он ехал в левом ряду, когда внезапно услышал удар с правой стороны, моментально нажал на тормоз и только потом увидел под правым боком у автобуса маленькую машинку с дамой за рулем. Отойдя от шока, чешская туристка тоже не смогла вспомнить, почему и как все произошло — будто помутнение какое-то! В воскресном случае всем , можно сказать, повезло: от предложенной госпитализации все участники ДТП, включая водителя автобуса и виновницу аварии, отказались. Но зловещий отрезок шоссе D-400, который по пути в международный аэропорт провинции Анталия со стороны Алании, Сиде, Белека и других популярных у россиян курортов никак не объедешь, остается. И сегодня по нему поедут новые автобусы с туристами. Может, стоит делать крюк, объезжая проклятое место?
– У нас все валят на шофера — уснул, плохо стало, – вздыхает турецкий водитель крупногабаритного пассажирского транспорта с 30-летним стажем из Ыллыча махалле (район Манавгата, вдоль которого протянулся губительный для туравтобусов отрезок дороги в аэропорт — авт.), которому я адресую свой вопрос. – Так намного проще, особенно, если человек немолодой, как погибший Нури, храни его Аллах. 60 лет, жара, работа тяжелая, мало ли что может случиться?! Может, с сердцем плохо. А выжил бы, без работы бы остался, тут туристов в сезон возить большая конкуренция, молодые поджимают. Но дело-то не в нас.
– И вы про проклятье?!
– Да, про проклятье в виде неисправных автобусов. Нам какие дают, такими мы и управляем. А арендует и обслуживает их туркомпания, и если она пожадничала на техосмотр, мне это неведомо. Лично я медосмотр прохожу, о чем у меня есть справка. А справку о состоянии автобуса мне не предъявляют. У моего товарища был случай, когда на ходу лопнуло колесо и диск пошел вкось. А вы знаете, что это такое, если речь идет о махине с полусотней человек на борту?!
У туристов же свое мнение, и их тоже можно понять. До городских легенд и коррупционных схем места, куда они приехали на недельку к морю, им дела нет. Но даже по дороге из аэропорта и назад они успевают понять, что такое вождение по-турецки.
– Да уж, с такой организацией движения у них тут все дороги проклятые, – ужасается россиянка, сейчас отдыхающая в Сиде. – Местные водители туристических автобусов на дорогу вообще не смотрят. Наш вез с собой рядом мальчишку лет 7, то с ним поговорит, то с гидом, то по телефону, то к нам обернется всем корпусом. На отдельных участках вообще мальчика сажал на колени и руль ему давал. При этом пешеходы у них по сторонам не смотрят, мопеды носятся как попало, вылетая на тротуары, машины кидают чуть не посреди дороги — полный хаос. Я нашего водилу спрашиваю, как вы ездите-то?! А он мне: мы в Азии, здесь все по воле Аллаха!