«Самые рабочие инструкции пишутся кровью»: за один день россияне пропали в горах трех стран

«В одиночку туда не ходят»

Последние дни для российских туристов «богаты» на ЧП в горах: в Пакистане, на Бали, в Турции и на родном Алтае. Мы пообщались с любителями трекинга (горного туризма) и спасателями у всех ставших роковыми для соотечественников вершин.

17 августа на 17-й по высоте вершине мира (пакистанский семитысячник Гашербрум IV высотой 7925 м) пропал россиянин. По роковому стечению обстоятельств житель Новосибирска Сергей Нилов вместе с четырьмя спутниками совершали восхождение, чтобы найти и отвезти на родину тело погибшего там же год назад товарища. Но из всех при трагедии годичной давности на семитысячнике присутствовал лишь ныне пропавший Нилов. 

В субботу на высоте около 6400 м троих из мини-экспедиции внезапно накрыло лавиной, братья Сергей и Михаил Мироновы получили травмы, а Сергей Нилов пропал. С тех пор его третьи сутки ищет вертолетное подразделение пакистанской армии, остальные эвакуированы в город Скарду. По официальным сообщениям пакистанских спасателей, последний раз российского туриста видели с вертолета в тот же субботний день 17 августа, а дальнейшим поискам сильно мешают погодные условия и плохая видимость. 

У спасателей пока нет даже точных координат места, где в субботу пилоты, предположительно, видели пропавшего, но они считают, что в своей пропаже виноват сам турист.

– Это группа профессиональных альпинистов, совершающих подъем не первый раз, – говорит Джавах, гид-проводник из Скарду. – Они не нанимали местных проводников, считали, что сами все знают. Но местных берут не потому что гости плохие альпинисты, просто мы лучше знаем местность. Мы тут родились и знаем не только каждый уступ и выступ, но и приметы того, что быть беде.

– Например?

– Их много, в частности, погодные приметы, предсказывающие ледопад.

Бурлят и российские туристические чаты: в обычных, где общаются треккеры (любители пеших прогулок в горах), вспоминают, что в Скарду летом у подножья жара невыносимая, 50+, но в горах, даже у самого подножья, начинает стремительно холодать – с непривычки давление скачет. Многим даже нехорошо становится. В альпинистских же чатах профи говорят, что рюкзак пропавшего его товарищи нашли при спуске на тропе, это знак плохой – Сергей мог сорваться в пропасть, а там не всякого находят.

– Подозреваю, что у ребят не было анализа погодного прогноза и статистики изменений погоды в это время года, – предполагает Петр Камушкин, альпинист-любитель, участник восхождения на Орисабу (самая высокая гора Мексики и вулкан Северной Америки высотой 5636 м. – Прим. авт.). – При таких серьезных маршрутах необходим профессиональный прогноз с учетом потенциальных изменений погоды в течение всего времени восхождения плюс возможный полет вертолета. Об этом договариваются, как говорится, у подножья: чтобы вертолет стоял наготове и вылетал по первому же условному сигналу от туриста. Больше, скорее всего, ничего и не нарушено, ребята – профессионалы. Но горы плохо предсказуемы, всегда присутствует фактор неожиданности. Среди альпинистов считается, что погибшего в горах нужно оставить горам, это его могила, а умерших не тревожат. Странно, что, зная это, экспедиция пустилась на поиски тела погибшего там год назад. Увы, самые рабочие инструкции пишутся кровью.

В тот же роковой для отечественных любителей горного туризма день 17 августа на горе Синюха (самая высокая гора Колыванского хребта в Алтайском крае высотой 1210 м над уровнем моря. – Прим. авт.) пропали 19-летние парень и девушка, Алексей и Елизавета, их тоже пока безрезультатно ищут уже третьи сутки.

– Они приехали сюда с родителями, – говорит Федора Карповна, абориген Курьиноского района, над которым возвышается гора. – Приехали семьями, а в гору пошли вдвоем. Гора у нас не крутая, идешь лесочком, а на верхотуре самой крест (знаменитые пихтовый лес и Поклонный крест, ради которых туристы поднимаются на Синюху. – Прим. авт.), туда на Троицу даже бабки ходят, за 6 часов туда-обратно оборачиваются. Но они тропки особые знают. Если злого человека не повстречали, то, бог даст, найдутся. 

Спасатели говорят, что фото на фоне Поклонного креста Алеша и Лиза родителям прислали, значит, до вершины они благополучно добрались. Но вот дальше будто испарились. В поисках ребят окрестности осматривают с помощью БПЛА, а прочесывают спецбригады спасателей, полиция и волонтеры. Но близкие пропавших считают, что поиски все равно идут вполсилы. Следственное управление СК РФ по Алтайскому краю начало доследственную проверку, но пока никаких следов, указывающих на преступление, не обнаружено.

Тем временем на турецком курорте в тот же день 17 августа россиянка ушла гулять в горы и не вернулась, ее тоже ищут четвертый день. 48-летняя Наталья (она из Москвы и является заместителем директора школы-интерната для обучения и реабилитации слепых) в субботу в начале 8-го утра вышла из своего отеля в Мармарисе и отправилась на прогулку по Карийской тропе (Karia Yolu –  пешеходный маршрут на юго-западе Турции протяженностью 800 км, проходит по территории провинций Мугла и Айдын. – Прим. авт.). С тех пор её никто не видел. Ведутся поиски, в них участвуют поисковые собаки. 

– Если вглубь материка ушла, вдаль от моря, то найдется, – верит профессиональный треккер Петр Камушкин, имеющий опыт прохождения Ликийской тропы (пеший маршрут длиной 540 км вдоль средиземноморского побережья Турции. – Прим. авт.). – В турецких деревнях матриархат, в каждом ауле всеми делами рулит верховная бабушка. И народ в целом радушный, добрый и неиспорченный. Так что, надеюсь, учительницу нашу найдут, подберут, согреют и вернут. И она на всю жизнь запомнит, что в горы в одиночку не ходят. 

Жители Мармариса тоже в это верят, вспоминают лишь очаги лесных пожаров вдоль тропы, но говорят, что они уже «тлеющие». А вот припомнить сейчас 40-летнюю Надежду Ярыгину, пропавшую на такой же прогулочной горной тропе другого турецкого курорта в начале января даже страшно, ведь ее нашли через неделю мертвой. 

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*