Московские власти косвенно признали, что транспортная реформа не дает результатов, и посоветовали не входить в подземку в час пик, когда там образуется настоящая давка. Теперь уж совсем непонятно, как же передвигаться по городу и что делать, чтобы решить эту проблему.
Скандал разгорелся после того, как первый замначальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Роман Латыпов заявил, что руководство столичной подземки рассматривает «мягкие меры по мотивации пассажиров сдвигать время поездки».
«Сейчас на станциях уже размещаются плакаты с указанием пиковой загрузки поездов, с тем чтобы пассажиры сами рассчитывали, когда именно им лучше поехать в подземке», – сказал Латыпов на V Международном экспертном совете по транспортным вопросам.
Речь зашла об опыте Лондона, где на самые загруженные часы продаются билеты с наценкой. Теоретически это должно заставить людей отказаться от поездки в подземке и найти более приемлемые способы передвижения. Интересно, какие телепортации?
Эти слова вызвали настоящий скандал. Метрополитеновцы, как всегда, обвинили журналистов и призвали их не гнаться за «желтыми» заголовками. Но москвичи припомнили слова другого городского руководителя.
Ровно год назад заместитель мэра Максим Ликсутов в очередной раз призвал автовладельцев пересесть на метро и автобусы. «Для улучшения транспортной ситуации в Москве необходимо, чтобы около 200 тысяч автомобилистов ежедневно отказывались от личного транспорта», – заявил Ликсутов.
«Вся транспортная политика города сведена к тому, чтобы заставить людей это сделать. Платные парковки, уменьшение проезжей части в центре, эвакуаторы… Люди просто не смогут платить непомерные взносы в городскую казну за право припарковаться, устанут бояться за свой автомобиль, который могут увезти в любой момент, им надоест стоять в пробках, которые стали еще больше после того, как дороги сузились в пользу пешеходных тротуаров. Многие махнут рукой, решив, что проще проехать на метро», – сказал эксперт Союза автомобилистов России Геннадий Тимофеев.
В апреле этого года власти Москвы призвали водителей автомобилей до сентября пересесть на общественный транспорт и не пользоваться личными машинами. «Это связано с программой ремонта «Моя улица», – заявили в информационном центре департамента транспорта Москвы и заверили, что общественный транспорт готов к притоку пассажиров. Но на деле оказалось, что это не так. Людей потихонечку выдавливают не только с автотрасс, но и из метро. Так как же москвичам передвигаться по городу?
На станции «Выхино» утром и вечером сложно не только зайти, но и выйти. Она пропускает рекордное число пассажиров – 146 тыс. человек в сутки. Рядом многоэтажная застройка, которая увеличивается год от года. К тому же здесь расположен автовокзал, куда приходят автобусы из Подмосковья. Есть перехватывающая парковка.
На «Речном вокзале» вечная давка, а после того как по соседству введут в строй шесть многоэтажных корпусов, будет еще хуже. Приличного паркинга здесь нет и не намечается. При этом станция входит в тройку самых загруженных во всем метрополитене.
Возмущенные комментаторы этой новости шутят, что очень скоро горожане, для которых не только автомобили, но и метро станут непомерно дорогими, вынуждены будут пересесть на велосипеды.
Как решать транспортную проблему в столице?
Большинство специалистов считают, что строительство метро мало что изменит. Чтобы достигнуть результата, нужно удвоить количество станций. А это нереально.
«Одним из вариантов может стать перенос вокзалов из центра города на МКАД. Это позволит использовать территорию, занятую железнодорожными путями, для расширения сети дорог и строительства скоростных автомагистралей. Внутри Москвы сеть железных дорог составляет более 200 км. Они отсекают один район города от другого, затрудняют движение общественного транспорта и автомобилей вообще», – говорит научный сотрудник Института урбанистики, архитектуры и строительства Иван Пироговский.
В июне руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин заявил, что на Киевском и Курском направлениях в ТиНАО планируется построить два новых железнодорожных вокзала. Проект направлен на оптимизацию потока жителей, едущих в центр города. От вокзалов пустят дополнительные ветки для увеличения количества электричек и сокращения временного интервала между их прибытием.
Несколько лет назад мэр Сергей Собянин объяснял наличие заторов у кольцевой дороги тем, что магистрали, построенные в столице, упираются в узкие дороги Подмосковья, где и скапливаются самые большие пробки. Эффект бутылочного горлышка можно решить только при координации строительства.
Специалисты говорят о необходимости возведения хорд и объездных путей. «Эффект будет, если правильно построить новые улицы в городе, а не просто расширять проспекты. Необходимо строительство уличной дорожной сети, в рамках которой поток машин дозируется наземными пешеходными переходами и светофорами, нужно развивать трамвайные сети», – считает научный сотрудник Высшей школы урбанистики Егор Котов.