Росстат сообщил, что за январь – июль выпуск легковых машин в России составил 391 тысячу штук, что означает рост на 55,2% к прошлому году.
Будет ли в России собственный автомобиль?
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Еще лучше ситуация в торговле. По данным Минпромторга, продажи легковых автомобилей составили 994 644 единицы: по сравнению с прошлым годом выросли на 63%. Но российскими из этих машин можно назвать лишь немногим более трети, и то с большой натяжкой…
Правда, губернатор Калужской области Владислав Шапша с такой трактовкой не согласен. В августе на местном заводе «ПСМА Рус» возобновили выпуск легковушек Citroen C5 Aircross, и глава региона заявил, что «это автомобиль, который собран в Калужской области». Правда, французская сторона жалуется, что «потеряла контроль» над нынешним калужским производством, и назвала его «актом промышленного пиратства, который до недавнего времени казался немыслимым».
Но губернатор уверяет, что «бывшим партнерам из Франции нет смысла на что-то обижаться, мол, не нужно было уходить из России. Теперь тут никто не скрывает, что Citroen на местном заводе производятся те же, что и прежде, но кузов и машинокомплект для крупноузловой сборки из 800 групп компонентов ныне поставляются из Китая.
Со стороны этот процесс выглядит как сборка машин на производстве полного цикла, хотя фактически это отверточная сборка. Из локализованных узлов и деталей отечественные используются лишь модули «ЭРА-ГЛОНАСС» (но с импортными чипами) и технические жидкости – масла, клей, герметики, бензин АИ-95.
В самом факте выпуска в какой-либо стране «чужих» автомобилей методом крупноузловой сборки нет ничего необычного. «Калужский вариант» удивляет другим – сохранением французского шильдика без согласия правообладателя, а ведь это денег стоит!
В этом отношении калужане, к сожалению, не могли последовать примеру Москвы. Российская столица, получив от Renault вполне современный завод – бывший АЗЛК, – совершенно легально переориентировала его на Китай. «Я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», – написал Сергей Собянин в личном блоге.
Новая марка действительно получила исторический бренд. Правда, мэр умолчал о том, что все остальное пришлось брать крупноузловыми комплектами в Китае. А что делать, если никакого собственного автопроизводства в России нет? Самая «локализованная» вазовская легковушка LADA Granta может считаться российской лишь на 52,5%, остальное – импорт.
Грустно и печально и то, что в нашей стране нет производителей подшипников, которые могли бы работать для автомобильной промышленности. Рынок принадлежит шведской машиностроительной компании SKF. И наше счастье, что большинство наименований своей продукции SKF делает в Китае. Не производится у нас автомобильная микроэлектроника, оптика, радары для адаптивных круиз-контролей, лидары, парктроники. В России нет своих мультимедийных систем, климатических установок с кондиционерами, систем ABS и ESP, подушек безопасности.
Это уже не экономика, а политика. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН провел опрос промышленных предприятий страны, 53% которых заявили об отсутствии в России альтернативных поставщиков оборудования, материалов и комплектующих для замены попавшего под санкции импорта.
По сути, автомобильный рынок России ожидает очередное подорожание. Эксперт, управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк авторитетно заявила: «Вероятное подорожание на 30% сильно ударит по бюджету автомобилистов, которые намерены приобрести машину в ближайшей перспективе».
Очевидно, что российский рынок автомобилей еще очень долго не будет российским. Для того чтобы это произошло хотя бы через десять лет, нужно возродить, а вернее – создать собственную полноценную автомобильную промышленность. То есть необходимы срочные и радикальные меры по организации производства множества деталей и механизмов, без которых невозможно произвести собственный автомобиль.
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм