Идет расследование предполагаемой диверсии в Балтийском море
Шведская полиция, расследующая предполагаемую диверсию на двух волоконно-оптических подводных кабелях в Балтийском море, заявила, что китайское судно у берегов Дании “представляет интерес”, а датские официальные лица заявили, что их военно-морские силы следят за зарегистрированным в Китае грузовым судном.
Фото: AP
Судно, идентифицированное Данией как Yi Peng 3, находилось близ двух кабелей в воскресенье и понедельник примерно в то время, когда, как предполагается, они были повреждены в результате предполагаемой “злонамеренной атаки”, сообщает The Guardian. Судно оказалось под наблюдением датского военно-морского флота, поскольку находилось в водах между Швецией и Данией.
Командование обороны Дании заявило: “Министерство обороны Дании может подтвердить, что мы находимся в районе, близком к китайскому кораблю Yi Peng 3. Министерство обороны Дании в настоящее время не располагает дополнительными комментариями”.
Шведские официальные лица подтвердили, что они заинтересованы в этом корабле, но не сообщили дальнейших подробностей.
Шведские специалисты по подводным поискам в среду были на месте повреждения финско-немецкого кабеля – одного из двух подводных волоконно-оптических кабелей, которые были повреждены, – и собирали доказательства для шведских следователей. Кабель между Швецией и Литвой также был поврежден.
Шведская полиция сообщила, что среди тех, за кем они наблюдали, было китайское судно у берегов Дании. Пер Энгстрем из Национального оперативного управления Швеции сказал: “Это входит в сферу интересов, но может быть и что-то еще”. Он сказал, что шведская береговая охрана оказывает помощь в “усилении наблюдения за соответствующими районами”, добавив: “Мы готовы принять следственные меры, чтобы получить более четкое представление о том, что могло произойти”.
Линь Цзянь, представитель министерства иностранных дел Китая, заявил: “Китай последовательно и в полном объеме выполняет свои обязательства как государство флага и требует от китайских судов строгого соблюдения соответствующих законов и постановлений”.
Ранее ВМС Швеции заявили, что им удалось “почти на 100% идентифицировать” корабли, находившиеся в районе двух обрывов кабеля.
Согласно данным отслеживания Vesselfinder, в последний раз грузовое судно, принадлежащее компании Ningbo Yipeng Shipping, зарегистрированной в Нинбо, заходило в порт Усть-Луга на западе России, недалеко от границы с Эстонией, 15 ноября.
Российский морской лоцман Александр Стеченцев, который поднялся на борт судна, чтобы вывести его из порта, сказал, что в поведении судна не было ничего необычного, пишет The Guardian. Сотрудник администрации порта Усть-Луга сказал, что перед высадкой он подвел судно к приемному бую, расположенному в 11 милях от берега. Он описал судно Yi Peng 3 как “стандартный 225-метровый сухогруз” с экипажем из граждан Китая. Он сказал: “В этом судне не было абсолютно ничего необычного”.
Россия отрицает какую-либо причастность к инцидентам с кабельным телевидением. В среду Кремль заявил, что подобные обвинения смехотворны и абсурдно обвинять Россию без доказательств.
Швеция и Финляндия совместно расследуют эти инциденты как возможный саботаж, при этом Швеция возглавляет расследование.
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон заявил в среду: “Мы предполагаем, что это вполне может быть диверсия, но мы пока ничего не знаем. Уничтоженные кабели должны быть тщательно расследованы как полицией, так и международным сообществом. Мы уже сталкивались с саботажем в прошлом, поэтому относимся к нему очень серьезно”.
Шведские следователи анализируют возможную роль китайского судна, но шведское правительство никак не прокомментировало это. Источник в правительстве сообщил, что информация об инциденте “поступает очень быстро”.
В прошлом году было обнаружено, что якорь другого китайского судна, контейнеровоза Newnew Polar Bear, повредил газопровод между Финляндией и Эстонией. Власти не сообщили, считают ли они инцидент преднамеренным или случайным.
Ночью военно-морские силы Швеции использовали беспилотные подводные лодки с дистанционным управлением для исследования южного участка двух кабелей, но заявили, что это займет “несколько дней” из-за проблем с прогнозируемой плохой погодой и возможной плохой видимостью.
Джимми Адамссон, представитель ВМС Швеции, сказал, что военно-морской флот попросили поддержать шведскую прокуратуру и полицию в их расследованиях, и корабли были отправлены немедленно. Их попросили собрать доказательства в местах двух разрывов – одного на глубине 100-150 метров (кабель Швеция-Литва) и другого на глубине 20-40 метров (кабель Финляндия-Германия). Их также попросили составить представление о том, какие суда находились там и в какое время.
Экипаж военно-морского флота, обученный вести поиск под водой, уже дважды выполнял аналогичные задачи во время расследования предполагаемого саботажа на трубопроводах Nord Stream в 2022 году.
Адамссон сказал: “Вчера [во вторник] два военных корабля покинули шведские порты и направились в самую южную точку из двух. Они работали всю ночь до утра. Погода была немного ненастной”.
В любой момент времени в Балтийском море находится около 4000 крупных судов, проходящих по сети подводных кабелей, передающих данные, электроэнергию и газ по всей Европе.
Премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила, что она “не удивлена” возможностью саботажа. “Если на данный момент можно сделать вывод, что это саботаж и он исходит извне, то это, очевидно, серьезно. Я не удивлена, что это может произойти”, – сказала она.
Министр обороны Германии Борис Писториус уже заявил, что он предположил, что это был саботаж. “Никто не верит, что кабели были случайно повреждены”, – сказал он.
Министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин быстро установил связь между перемещением судов и обрывом кабелей. “В системе наблюдения за морским пространством есть данные о перемещениях судов, которые соответствуют этому преступлению”, – сказал он.
Финская служба безопасности и разведки (Supo) заявила, что пока “слишком рано оценивать причину повреждения кабеля”, но она поддерживает другие органы своим опытом. В нем говорилось, что ежегодно происходит около 200 обрывов подводных кабелей, наиболее распространенной причиной которых является деятельность человека, такая как рыбалка или постановка на якорь.