«Пассажирам очень сильно повезло»
Дежавю. Еще один самолет «Сухой суперджет» загорелся во время грубой посадки. Это произошло поздним вечером в турецкой провинции Анталия. К счастью, в этот раз трагедии с человеческими жертвами удалось избежать, в отличие от ЧП пятилетней давности в Шереметьев, когда погиб 41 человек. Тем не менее, вопросов от аварии в Анталии очень много — и к конструкторам, и к экипажу, и, как ни странно, к пассажирам. Об этом «МК» рассказал пилот с 40-летним стажем Владимир Сальников.
Фото: Кадр из видео
– Это частичное повторение трагического события, произошедшего в мае 2019 года в Шереметьево, – говорит летчик. – Конечно, будет работать комиссия, будут разбираться. Но уже сейчас можно сделать предварительные выводы. Налицо грубая посадка самолета, то есть невероятная ошибка в пилотировании. Это раз.
Второе – это конструктивная особенность этого самолёта, которая проявилась при посадке в Шереметьево и подтверждена всеми экспертизами. В нем один из узлов крепления шасси крепится к топливному баку. А топливный бак находится в крыле. Это самое слабое место в конструкции самолета. Ни один самолет раньше не проектировался таким образом. Почему на «суперджете» один из узлов крепления основных стоек шасси присобачили к топливному баку – мне трудно это объяснить.
Раньше, допустим, были генеральные конструкторы самолетов — Яковлев, Туполев, Ильюшин… А у этого самолета нет генерального конструктора. Один отдел один узел конструкции делал, другой — следующий и так далее. Каждый думал сам по себе, а ведь все это надо привести в согласование. Кто-то за это отвечал? Не уверен.
И при грубой посадке, когда из-за бокового ветра в момент приземления, происходит удар шасси о бетонную полосу, да ещё и с боковым смещением, этот узел пробивает топливный бак, топливо выливается, двигатель рядом, воспламенение и начинается пожар.
– Пассажирам в этот раз очень сильно повезло?
– Да, очень сильно. В действиях экипажа при посадке пусть разбирается комиссия, но есть большие вопросы и к командиру воздушного судна, и к правому летчику. Действия командира больше характерны не для опытного летчика, а больше для стажера. А второй пилот, похоже, ему тоже мало чем помог.
И каким образом они всю эту ситуацию допустили, я честно говоря, как пилот, не понимаю. Я всю летную жизнь руководствовался правилом: если по мне что-то не так при посадке, надо «по газам», переходить на взлетный режим и уходить на второй круг.
Сейчас говорят, что помешал им порыв бокового ветра. Но что такое порыв ветра? Ты ушел на второй круг, через какое-то время заходишь по новой и никакого сдвига ветра уже нет, садишься нормально, не рискуя жизнью пассажиров. То есть через 15 минут зайдешь и сядешь в хороших условиях. Почему они этого не сделали — вопрос.
– На видео попала срочная эвакуация пассажиров суперджета по надувным трапам. Там все нормально?
– Нет. Я видел это видео, и хочу сказать, что некоторые пассажиры — просто свиньи. Я про того мужика, который прыгает на надувной трап с двумя чемоданами. То есть ему наплевать на то, что сзади люди могут гореть, он в первую очередь спасает чемоданы. Это ненормально.
Потому что когда происходит какая-то аварийная ситуация, ни в коем случае никакие сумки не хватай. Всё это тебе потом компенсируют. Страховка не зря на этот случай предусмотрена. Там приличные деньги выплачиваются. Нет же, люди хватают свои чемоданы и их не волнует, что сзади пассажиры могут погибнуть.
– Там ещё блогерша отличилась, которая была с ребёнком и все снимала на видео…
– Вот представляешь, насколько деградируют люди. Человек рядом в опасности, может, погибает, а ей важно заснять все это дело.