Наши чиновники зачастую демонстрируют просто образцы лицемерия: громогласно объявляют о том, что идут на величайшие жертвы ради людей, а на поверку оказывается, что мы имеем дело с банальным цирковым трюком, очередной попыткой залезть в наши карманы.
РЖД: за детей заплатят взрослые
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Стало известно, что проезд в поездах дальнего следования в России станет льготным. Но для узкой группы граждан. Объявлено, что при поездках внутри страны введена льготная скидка в размере 50% от стоимости взрослого билета для пассажиров в возрасте от 10 до 18 лет. Соответствующее постановление подписано правительством России. Казалось бы, вот оно!
Однако не спешите радоваться. За красивым и громогласным объявлением о льготах для детей последовал ряд уточнений, очень характерных для нашенских реалий. Во-первых, будут повышены тарифы на проезд для взрослых. И поскольку родители вряд ли рискнут отпускать в дальние поездки детей одних в 10-12 лет, то детские льготы будут «компенсированы» затратами на взрослые билеты. И никакой экономии для родителей.
Кроме того, ездить со скидкой дети будут в общем вагоне и плацкарте, а также в вагонах второго и третьего классов в моторвагонных поездах (что-то вроде пригородных электричек, по удобствам – каменный век). А на скоростных поездах такой скидки не будет. Поскупилось на льготы железнодорожное начальство!
При этом цены на билеты продолжают расти. И, вопреки надеждам пассажиров, Федеральная антимонопольная служба не спешит умерить аппетиты руководства МПС. ФАС уже приняла решение проиндексировать тарифы на проезд во внутренних поездах дальнего следования. С 2026 года стоимость билетов будет приведена к «экономически обоснованному уровню, установленному ведомством» (!). Иными словами, борцы с естественными монополиями милостиво разрешили железнодорожникам самим решать, какие тарифы экономически обоснованны и сколько драть денег за проезд с граждан. Естественно, что в ведомстве под предлогом бедности будут «обосновывать» тарифы по максимуму.
В декабре прошлого года цены на билеты в поездах дальнего следования – те же плацкарты и общие вагоны – выросли на 11,6%. С чего бы это? В РЖД мамой поклялись, что решение принято из-за необходимости финансирования инвестиционной программы на 2025-й. Глава РЖД Олег Белозеров заявил, что новая тарифная система вступит в силу 1 января следующего года. Согласно прогнозу Минэкономразвития, стоимость билетов в регулируемом сегменте вырастет на 11,4% в 2026 году и на 5,9% в 2027-м. То есть та самая скидка для детей будет действовать на фоне общего подорожания. При этом с начала 2025 года прогнозировали рост тарифов и на грузовые железнодорожные перевозки – стоимость увеличится на 13,8%. А индексация тарифов на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании составит 10,2%, в 2026-м – 9,6%, а в 2027-м – 9,1%.
Все эти деньги МПС надеется вынуть из карманов пассажиров, а вот использовать для инвестирования собственные доходы – жаба душит. Хотя эксперты указывают, что за прошлый год доходы холдинга увеличились на 8,6%, до 2,8 трлн рублей. Суммарные активы РЖД выросли на 15,6%, до 10,3 трлн рублей. То есть на железной дороге деньги считают триллионами, но лезут в карманы пассажиров за рублями.
В компании с гордостью отмечают, что в прошлом году все обязательства по коллективному договору были выполнены. Зарплаты сотрудников индексировались дважды, а с 1 февраля 2025 года их доиндексировали до уровня инфляции (9,5%). Порадуемся за сотрудников РЖД, но надо же и меру знать!
Постоянный рост тарифов неизбежно отражается на стоимости билетов. Так, если в декабре 2021 года билет стоил 1000 рублей, то к декабрю 2024-го его цена составила 1484 рубля. Это означает, что за три года стоимость железнодорожных перевозок увеличилась почти на 50%, что, безусловно, влияет на расходы пассажиров.
Жонглирование тарифами руководства РЖД и ФАС возвращает общественность к скандалу лета 2024 года. Тогда железная дорога не постеснялась увеличить тарифы на проезд от Анапы до Москвы до безумных 90 тысяч рублей. А в «дочке» РЖД – Федеральной пассажирской компании (ФПК) – врали, что это связано якобы с высоким классом обслуживания в поездах, хотя никакого высокого класса пассажиры при всем желании не заметили. Претензий к качеству обслуживания, к порядку и чистоте в поездах и сегодня много, и не слышно, чтобы кто-то из топ-менеджеров МПС понес наказание за прошлогодний «эксперимент» с ценами. Урок не пошел впрок…
Как говорится, с учетом изложенного очевидно, что разрекламированные РЖД благотворительные льготы – лишь прикрытие грабительской тарифной политики руководства ведомства. Наши граждане страдают от нее как минимум дважды: и от повышения цен на пассажирские перевозки, и от удорожания перевозок грузовых, которые неизбежно поднимают общий уровень инфляции в стране, за что также платит население. А ФАС помалкивает в сторонке…
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм