Недавно прошла встреча сенатора Елены Афанасьевой с политиками, экспертами, юристами и журналистами. Предложенная к обсуждению тема звучала так: “Проблема равенства сторон в уголовном процессе: какова цена судейской ошибки?”
Фото: Наталия Губернаторова
тестовый баннер под заглавное изображение
По словам сенатора Афанасьевой, обратиться к этой теме ее заставил “поток заявлений” от граждан, жалующихся на несправедливый суд. Речь при этом идет главным образом об имущественных спорах граждан с различными властными и околовластными структурами.
Приведя примеры жалоб, сенатор констатировала: “На основании этих заявлений можно сделать вывод, что равноправия сторон в судебном процессе нет”. После этого Афанасьева передала слово представителям адвокатского цеха.
Адвокат Шота Горгадзе согласился с выводом сенатора, заметив, что упомянутые ею случаи, связанные с потерей гражданами имущества, “это полбеды”.
“Уголовная история серьезней и тяжелее, на мой взгляд, – продолжил адвокат. – В этом случае решается судьба человека. Человек, который, возможно, и не совершал преступления, может оказаться за решеткой… К сожалению, защита у нас не на равных правах с обвинением, потому что суды носят обвинительный уклон”.
В качестве “животрепещущего примера” Горгадзе привел уголовное дело бывшего главы города Усть-Кут (Иркутская область) Александра Душина. В начале этого года Душин был приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима. Главные пункты обвинения – злоупотребление полномочиями и получение взятки.
Поводом для возбуждения дела стал контракт на строительство нужного для северной территории детского скейт-парка, заключенный Душиным в бытность его мэром. Как “злоупотребление полномочиями” следствие и суд расценили то, что акты о приемке работ были подписаны главой города в тот момент, когда формально они еще не были полностью завершены.
Но на то были объективные причины, указывает адвокат Виолетта Волкова, ведущая дело вместе с Горгадзе. Работы не успели закончить в срок, поскольку зима, которая в Сибири начинается рано, физически не позволила закончить минимальные остатки работ по благоустройству.
“Когда надо было сажать бузину, начались тридцатиградусные морозы, – объясняет Волкова. – А контракт надо было закрывать. Если не закрыть контракт, получается, что он не выполнен в срок. Не выполнен в срок – деньги, которые дает область городу, надо возвращать”. Подрядчик обязался закончить работы весной, и в итоге все было сделано. А все материалы подрядчик передал городу еще до подписания акта, и они официально хранились до весны на городских площадках. Никакого ущерба, уверяют адвокаты, город не понес. Фактически контракт был выполнен на 100%, а средств итого было потрачено даже больше, так как глава города привлекал бизнес на безвозмездной основе.
Что же касается взятки, то под ней понимаются закупки подрядчиком – якобы по завышенной цене – строительных материалов у компании, аффилированной, по версии следствия, с бывшим мэром. Такая интерпретация, настаивает Волкова, неправомерна: “Та организация, которую посчитали с ним аффилированной, продавала этому подрядчику все материалы дешевле, чем всем остальным своим контрагентам”.
Истинный повод для преследования Александра Душина, полагает Шота Горгадзе, далек от правового поля: “Он был очень успешным, очень серьезным предпринимателем. Я полагаю, что он мог заинтересовать определенных людей”.
Как итог: желание блага для территории и для его жителей обернулось уголовным делом и тюрьмой, хотя никакого ущерба городу и его бюджету нет.
В дискуссии принял участие депутат Госдумы Михаил Делягин: “Наша правоохранительная и судебная система находится в кризисе. Все, что мы здесь говорим, – это отдельные стороны этого кризиса». Решением проблемы Михаил Делягин считает создание надежной системы контроля над данной сферой, чем, по его мнению, должны незамедлительно заняться законодатели.