55 лет кровавому захвату Ан-24, изменившему судьбу советской авиации
15 октября 1970 года в СССР произошла трагедия, которая заложила основу системы безопасности авиаперелетов в стране. Сейчас сложно себе представить, но до этого момента пассажиров пускали на борт без досмотра, а билеты могли продать без паспорта. Все изменилось ровно посреди осени 35 лет назад, в тот день произошел первый в истории СССР захват и угон пассажирского авиалайнера.
тестовый баннер под заглавное изображение
Два террориста из Литвы, Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас захватили пассажирский Ан-24, выполнявший рейс из Батуми в Краснодар с посадкой в Сухуми. В ходе действий террористов была убита 19-летняя Надежда Курченко, которая с 1968 года работала бортпроводницей Сухумского авиаотряда «Аэрофлота», тяжелые ранения получили командир самолета Георгий Чахракия (пуля ранила позвоночник) и штурман Валерий Фадеев. Пулю в грудь получил бортмеханик Оганес Бабаян, уцелел лишь второй пилот Сулико Шавидзе. Самолет с 46 пассажирами, среди которых было 17 женщин и 4-летний ребенок, был угнан в Турцию.
Самолет, который должен был лететь до Сухуми около 30 минут, резко изменил свой курс и отключился от связи через пять минут после взлета. Ситуация вызвала панику у наземных служб и диспетчеров, заметивших движение в сторону Турции.
В это время на борту происходило следующее: двое пассажиров – взрослый мужчина и подросток, сидевшие в первом ряду, вызвали стюардессу для передачи конверта командиру экипажа. При этом проводнице пригрозили оружием, пронесенным на борт. В послании были три пункта: «1. Приказываю лететь по указанному маршруту. 2. Прекратить радиосвязь. 3. За невыполнение приказа — Смерть. (Свободная Европа) П.К.З.Ц. Генерал (Крылов)».
Террористы – бывший заведующий магазина 46-летний Пранас, ранее судим в Вильнюсе за хищения, и его 15-летний сын Альгирдас, были вооружены пистолетами и охотничьим ружьем, на груди старшего захватчика висела граната.
Надежда Курченко отказалась выполнять требование террористов. Она закричала “нападение” и попыталась преградить террористам путь к кабине пилотов, но была убита первым же выстрелом. Таким образом, Надежда стала первой жертвой авиационного терроризма в СССР.
Затем в салоне и в кабине пилотов началась беспорядочная пальба – всего было произведено 24 выстрела. . Израненный экипаж, тем не менее, сумел довести и посадить самолет в турецком городе Трабзон, до которого хватило горючего. Во время полета старший Бразинскас контролировал пилотов в кабине, а сын с обрезом следил за пассажирами в салоне.
После потери связи самолета с диспетчерами, сперва возникла версия крушения авиалайнера в море. По тревоге были подняты военные и спасательные катера для поиска обломков Ан-24 в море. О том, что самолет не потерпел крушение, а был угнан злоумышленниками, мир узнал от сообщений международных организаций.
Самолет пересек советско-турецкую границу и приземлился в аэропорту Трабзона, где террористы объявили себя «борцами за свободу Литвы» и сдались местным властям. На следующий день, 16 октября, пассажиры угнанного самолета были вывезены в СССР. Раненые члены экипажа, тело бортпроводницы и сам самолет были переданы советской стороне позже. Командир и штурман экипажа остались инвалидами и больше не вернулись в авиацию.
По итогам этого события в Советском Союзе были немедленно ужесточены меры авиационной безопасности: введен обязательный досмотр пассажиров и багажа, усилена защита кабин экипажа, а также разработаны специальные инструкции по противодействию попыткам захвата воздушных судов. Единственная погибшая в результате угона самолета бортпроводница Надежда Курченко, была посмертно награждена орденом Красного Знамени и похоронена с воинскими почестями в Сухуми, став символом мужества и самопожертвования для советских граждан. В селе Новополтава Алтайского края, где родилась Надежда, в честь нее была названа школа, рядом с которой открыли памятник в ее честь. В самой новополтавской школе был создан музей Надежды Курченко. В ряде городов СССР – Ижевске, Чистополе, Сухуми – в честь погибшей бортпроводницы были названы улицы и парки. Также в честь Курченко был назван астероид.
Дальнейшая жизнь литовских террористов – Пранаса и Альгирдаса Бразинскасов, захвативших пассажирский авиалайнер и убивших бортпроводницу, не сложилась. Пранаса турецкий суд приговорил к восьми годам тюрьмы, из которых он отсидел четыре. Сына Альгирдаса, как несовершеннолетнего, приговорили к двум годам тюрьмы. После освобождения террористы эмигрировали в США. Необходимо заметить, что Соединенные Штаты приложили много усилий, чтобы добиться от турецкой стороны решения не возвращать террористов в СССР. А в итоге и приняли обоих террористов под свое покровительство.
Оказавшись в итоге на территории США, оба террориста сменили имена: младший стал Альбертом Виктором Уайтом, а старший называл себя Фрэнком. В 1983 году они получили американское гражданство, хотя официально советской стороне было заявлено, что в просьбе о гражданстве было отказано,а террористы были депортированы. Но они продолжали прекрасно себя чувствовать на американской земле.
В эмиграции террористы написали книгу, где оправдывали свой теракт «борьбой за освобождение Литвы от советской оккупации». Проживали они среди литовской общины США.
Пранас Бразинскас запомнился соседям как неадекватный человек, на которого соседи жаловались за угрозы убийством и неадекватное поведение. Со временем у него испортились отношения с сыном, и в 2002 году Альгирдас Бразинскас убил своего отца, ударив его гантелью по голове, за что его приговорили к шестнадцати годам тюрьмы. Узнав об этой расправе, многие расценили ее как проявление высшей справедливости, которая настигла литовских террористов и эмигрантов спустя долгое время после совершенного им теракта.
Трагедия, произошедшая с рейсом Батуми-Сухуми-Краснодар 15 октября 1970 года, положила начало преобразованиям в сфере авиационной безопасности ,а также стала примером мужества для миллиона советских граждан, так как обычная бортпроводница ценой своей жизни пыталась предотвратить преступление и спасти жизни пассажиров.