Ограбление Лувра вызвало вопросы к безопасности музея и самой Франции
Ограбление Лувра оказывает давление на правительство Франции по поводу безопасности музея. Министр юстиции республики заявил, что “мы потерпели неудачу” после того, как ворам потребовалось всего семь минут, чтобы украсть бесценные драгоценности из парижского музея.
тестовый баннер под заглавное изображение
Французское правительство испытывает все большее давление по поводу безопасности музеев, пока полиция без видимых успехов продолжает поиски воров, которым потребовалось семь минут, чтобы украсть бесценные драгоценности из Лувра, самого посещаемого музея в мире.
“Что несомненно, так это то, что мы потерпели неудачу, поскольку люди смогли припарковать мебельный подъемник в центре Парижа, за несколько минут поднять по нему людей, чтобы забрать бесценные драгоценности, и создать Франции ужасный имидж”, – заявил министр юстиции Жеральд Дарманен в интервью радиостанции France Inter в понедельник.
Министр внутренних дел Лоран Нуньес приказал префектам по всей Франции немедленно пересмотреть меры безопасности, защищающие каждый музей и культурный объект, и при необходимости усилить охрану.
Камеры видеонаблюдения отсутствовали в трети залов Лувра, согласно отчету государственного аудитора, который должен быть опубликован в следующем месяце, в котором критикуются “значительные” и “постоянные” задержки с обновлением музейного оборудования.
Отчет, который был получен изданием France Inter и охватывает период с 2019 по 2024 год, указывает на задержку с повышением безопасности музея, когда, например, только четверть одного крыла музея охвачена видеонаблюдением, пишет The Guardian.
Александр Портье из правой партии “Республиканцы”, возглавляющий парламентский комитет по делам культуры, призвал провести парламентское расследование, “чтобы можно было извлечь все уроки” и вызвать “общее размышление о том, как мы защищаем наше наследие”.
Пока продолжается охота на преступников, команда из 60 следователей отрабатывает версию о том, что налет был спланирован и осуществлен организованной преступной группой. Они изучают записи камер видеонаблюдения и предметы, оставленные злоумышленниками на месте происшествия, в том числе перчатки, рацию и мотоциклетный шлем.
Банда из четырех воров, которые, по словам прокурора, были безоружны, но угрожали охране углошлифовальными машинами, проникла в Лувр через наружное окно средь бела дня. Было воскресное утро, и музей открылся для посетителей незадолго до налета воров.
Грабители воспользовались грузовиком с выдвижной лестницей, похожей на те, которыми пользуются мебельщики, чтобы проникнуть в галерею Аполлона, позолоченный зал, где хранятся королевская коллекция и драгоценности короны, пишеть The Guardian. Они использовали свое ограночное оборудование, чтобы проникнуть внутрь и открыть витрины, взяв драгоценности из двух витрин в богато украшенной галерее, которая является одним из самых посещаемых залов музея.
Некоторые из налетчиков были одеты как строители. Официальные лица заявили, что воры пробыли в галерее “Аполлон” всего четыре минуты, а все ограбление было совершено за семь минут.
Воры в масках украли восемь предметов, включая сапфировую диадему, ожерелье и единственную серьгу из комплекта, связанного с французскими королевами XIX века Марией-Амели и Гортензией. Также были украдены изумрудное ожерелье и серьги из комплекта, принадлежавшего императрице Марии-Луизе, второй жене Наполеона Бонапарта. Среди других предметов были брошь-реликварий, диадема и большой корсажный бант жены Наполеона III, императрицы Евгении – ценный императорский ансамбль 19-го века.
По словам французских властей, один из предметов, императорская корона императрицы Евгении, украшенная изумрудами и содержащая более 1300 бриллиантов, была позже найдена за пределами музея после того, как ее уронили грабители.
Бесценные драгоценности, украденные “высокоорганизованной бандой” во время дерзкого ограбления Лувра, могут быть разобраны и утеряны навсегда, опасаются специалисты. А прокурор Парижа Лор Бекуо считает, что “высокоорганизованная банда” вполне могла работать на коллекционера на черном рынке.
Глава минюста Дарманен сказал, что могут возникнуть вопросы о том, почему витрины музея не были защищены.
Выступая на CNews, министр культуры Рашида Дати заявила, что воры пытались поджечь мебельный подъемник, но потерпели неудачу, оставив улики, когда убегали.
“Мы действительно нашли мотоциклы, и на них есть номерные знаки, – рассказывает Дати. – Я также хочу отдать должное сотрудникам службы безопасности, которые предотвратили поджог подъемника для мебели. Один из преступников попытался поджечь его, но ему пришлось бежать. Это позволило нам изъять улики на месте происшествия”.
Дати уверяет, что сотрудники музея соблюдали меры безопасности. Когда были открыты витрины и сотрудники Лувра вошли в помещение, сработала сигнализация, но злоумышленники уже скрылись.
Дати подчеркнула, что десятилетний проект реконструкции Лувра, начатый ранее в этом году, включает в себя меры по повышению безопасности. План стоимостью 700 млн евро направлен на модернизацию инфраструктуры, снижение скученности и предоставление музею самой известной картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза” специальной галереи к 2031 году.
Телеканал M6 спросил Дати, чувствует ли она ответственность как министр культуры за то, что грабители смогли напасть на Лувр. Вертясь как уж на сковороде, глава французского минкульта увильнула от ответа и указала на своих предшественников, заявив, что в течение “40 лет” они не уделяли должного внимания вопросам безопасности произведений искусства в Лувре.
Ультраправые назвали кражу “унижением” для Франции. “Как далеко зайдет распад государства?” – заявил лидер партии “Национальное объединение” Жордан Барделла в социальных сетях, назвав ограбление “невыносимым унижением для нашей страны”.
Ну, а что президент-лузер? Эммануэль Макрон заявил в социальных сетях, что делается все возможное, чтобы поймать преступников и вернуть украденные сокровища. Дарманен пообещал, что грабители будут пойманы.
Профсоюзы заявили, что в целом в укомплектование персоналом и обеспечение безопасности французских культурных объектов вкладывается недостаточно средств.
“Коллекции не находятся в безопасности, посетители не находятся в безопасности, и персонал тоже”, – сказал Франс Инфо Иван Наварроа, сопредседатель культурного отделения левого профсоюза CGT. Он сказал, что сокращения, произошедшие в последние годы, привели к нехватке сотрудников службы безопасности французской культуры и наследия.
Помимо выглядящего кинематографичным сюжета, ограбление стало ярким примером того, как воры начали нападать на культурные учреждения не обязательно из-за их ценных картин, но и из-за артефактов, которые можно разобрать, разобрать на части или переплавить на дорогостоящие детали, констатирует CNN.
В 2019 году воры совершили столь же дерзкий налет на историческое Зеленое хранилище Дрездена, разбив топором стеклянную витрину и похитив 21 саксонское сокровище, усыпанное бриллиантами, стоимостью не менее 113 миллионов евро (128 миллионов долларов). Многие из сокровищ были найдены много лет спустя, когда пятеро мужчин были осуждены за это преступление, но некоторые из драгоценностей до сих пор остаются пропавшими без вести. Все пятеро заявили следователям, что не знали, где находятся пропавшие драгоценности.
“Что мы определенно наблюдаем в последние пять-семь лет, так это еще больший сдвиг в сторону хищения сырья”, – пояснил Ремигиуш Плат, секретарь Международного совета по музейной безопасности, эксперты которого обеспечивают распространение информации по всему европейскому музейному сектору об угрозах безопасности и наилучших методах их устранения.
По словам Плата, этот шаг был сделан не ради кражи произведений искусства из-за их культурной ценности. Работы Пабло Пикассо, Пита Мондриана или Виллема де Кунинга могут всплыть на поверхность годы или десятилетия спустя в подвале здания или за дверью непритязательной спальни. Но эксперты говорят, что ювелирные изделия, монеты или медали, тем временем, рискуют быть утерянными навсегда — и быстро.
“Я цинично полагаю, что эти драгоценности из Лувра, скорее всего, уже разобраны на составные части”, – комментирует Лора Эванс, историк криминального искусства, писатель и профессор.
Ее мнение разделяют другие эксперты, которые поговорили с CNN об этом деле. “Я не думаю, что воров, вероятно, заботит историческое, культурное или эмоциональное значение этих драгоценных камней в том виде, в каком они были, и они, не задумываясь, разделили бы их на части разной формы и размера. Ликвидность этих драгоценных камней высока, когда они разбираются, но, например, украденная картина Моне имеет очень низкую ликвидность, потому что ее сразу можно узнать”.
Плат назвал музеи “относительно легкой добычей” по сравнению с другими хорошо охраняемыми зданиями, такими как банки. Музеи должны сочетать безопасность со свободой просмотра своих коллекций и взаимодействия с ними. “Вы действительно можете зайти туда, когда музей открыт, и увидеть его прямо перед собой”, – сказал он. “И если вы примените грубую силу, как при строительстве крыши, вы окажетесь на месте — нужно преодолеть не так уж много препятствий, чтобы получить доступ к этому источнику”.