В Егорьевском округе закрыли амбулаторию, проработавшую более 100 лет
В деревне Овчагино Егорьевского муниципального округа Московской области два года назад прекратила работу Клеменовская амбулатория, которая прежде выполняла функции участковой больницы с отделением паллиативной помощи.
Здание Клеменовской амбулатории.
Фото: Из личного архива
тестовый баннер под заглавное изображение
История ее закрытия выглядит противоречиво и вызывает у местных жителей больше вопросов, чем ответов. «МК» попробовал разобраться, зачем кому-то понадобилось лишать сельских жителей доступной медицинской помощи.
Кому мешала?
Сельский житель не избалован благами цивилизации. Это в большом городе все социально значимые объекты расположены в шаговой доступности. А у тех, кто живет за городом, подчас уходит немало времени, чтобы добраться до школы, детского садика или поликлиники.
Автобусы в Подмосковье тоже ходят не в пример городским — в лучшем случае раз в час. А машины есть далеко не во всех семьях, не говоря уже о стариках, которые чаще всего передвигаются либо на общественном транспорте, либо на своих двоих. Поэтому удачное расположение Клеменовской амбулатории — прямо посредине большого сельского поселения — это ее неоспоримое преимущество.
До Овчагино, где находится амбулатория, удобно добираться из любой точки округа, деревня расположена на пересечении нескольких дорог, через нее проходит много автобусных маршрутов, поэтому здесь лечились более 6 тысяч человек из 15 населенных пунктов.
Однако удобная логистика — не единственное достоинство этого медицинского учреждения в глазах ее бывших пациентов, которые продолжают писать во все инстанции, а том числе и президенту РФ. Люди с ностальгией вспоминают по-настоящему доброе, сердечное отношение к себе со стороны местного медперсонала.
«У нас живет много пожилых людей, если у кого-нибудь давление подскочило, вместо того, чтобы в «скорую» звонить, старики шли к нашим врачам, и всегда всем помогали. Сестрички могли и капельницу сделать, и укол поставить, никому ни в чем не отказывали. У нас здесь вообще все по-семейному было», — рассказывает Наталья Арепьева, член инициативной группы жителей, которые борются за открытие амбулатории.
Об особой теплой атмосфере, царившей в Клеменовской амбулатории, вспоминают и волонтеры, приезжавшие с шефскими концертами и подарками к пациентам паллиативного отделения. Туда брали не только больных, беспомощных стариков, у которых нет родных, но и вполне еще молодых пациентов. Однажды там спасли 30-летнего мужчину, который допился до такой степени, что потерял способность разговаривать и двигаться, местные врачи и сестры выходили его, и он ушел домой вполне адекватным человеком.
И вот такое во всех отношениях эффективное медицинское учреждение неожиданно для всех два года назад внезапно закрыли. Новость эта обрушилась на медперсонал и пациентов как гроза среди ясного неба. Люди вспоминают, что шел, как обычно, прием больных, и вдруг в Овчагино приехали представители Егорьевской ЦРБ вместе с местной администрацией, прошли по зданию и сообщили, что оно находится в аварийном состоянии, поэтому вот-вот может обрушиться, а значит, его необходимо срочно закрыть.
«Кому помешала наша больница, — недоумевают врачи и пациенты. — Здание крепкое, его еще до революции строили. Уже сто с лишним лет простояло и еще столько же простоит».
Действительно, бывшая участковая Клеменовская больница имеет вековую историю. Ее открыли местные помещики для рабочих своей швейной мануфактуры. Она работала и в годы советской власти, и после нее. В ее стенах появились на свет многие местные жители, потому что до 2011 года тут был еще и роддом.
И даже в последние годы, перед самым закрытием, когда от стационара осталось только отделение паллиативной помощи и амбулатория, где вели прием врач общей практики и педиатр, к этому учреждению здравоохранения у местных жителей не было нареканий. К ним сюда приезжали специалисты, был стоматологический кабинет. Большое здание позволяло всем свободно разместиться, а в коридорах даже при большом количестве пациентов не было толчеи.
«Зато теперь в тех ФАПах, куда нас прикрепили, приходится сидеть в ожидании приема у врача друг у друга на голове. Один ФАП расположен в действующем детском садике, другой — в жилой квартире, третий — в крохотном закутке в ДК, вот уж где во время эпидемии гриппа будет рассадник всякой заразы», — жалуются люди.
Помещики при строительстве участковой больницы для рабочих не поскупились.
Фото: Из личного архива
Тайны мадридского двора
В течение двух лет, прошедших с момента закрытия Клеменовской амбулатории, здание приходило в упадок. Если раньше жители и ставили под сомнение версию с его аварийным состоянием, то сейчас эти признаки видны невооруженным взглядом. Окна побиты, облицовка здания ободрана, ступеньки, пандус — все рушится на глазах. Охраны никакой нет. Недавно прошел слух, что амбулаторию ограбили, хотя перед этим жители видели «уазик» с красным крестом на боку. «Сами себя ограбили», — решили люди.
Вообще история о том, с какой скоростью была уничтожена медицинская амбулатория, поражает даже наше искушенное воображение. Говорят, все беды этого медучреждения начались еще в 2017 году, когда область выделила деньги на капитальный ремонт систем вентиляции и отопления. Однако вместо запланированных работ выполнили совсем другие. Это заложило основу будущих проблем: инженерные системы остались в неудовлетворительном состоянии, а поверхностное обновление создало лишь видимость благополучия. А точка перелома наступила в августе 2023 года, когда больницу сначала временно закрыли, якобы из-за критического состояния здания.
«Нам сказали, что произошло частичное обрушение подвесных потолков из-за сгнивших несущих балок и протечек кровли. Может, это и так, но почему никого из жителей в здание не пустили? Что за тайны мадридского двора? Даже когда проводили строительную экспертизу, нас в здание не пустили, наш представитель стоял на улице. А эксперт на вопрос, что она увидела внутри, грубо ответила, что ничего с нами обсуждать не будет и свои выводы изложит в отчете», — рассказывает Наталья Арепьева.
Выводы эксперта оказались неутешительные — износ здания составляет более 70 процентов. Но именно потому, что экспертиза проводилась без представителя жителей, а их вопросы остались без ответов, люди не верят официальной версии, что здание не подлежит восстановлению. Тем более что недавно появилась информация, что егорьевская администрация хочет продать здание бывшей амбулатории.
«Не верим, что здание рушится, они специально его сейчас довели до такого внешнего вида, чтобы выглядело как бомжатник. А на самом деле здание крепкое, там стены толщиной в метр! Как только скандал уляжется, чиновники продадут его за 1 рубль как льготный объект, новые хозяева его отремонтируют и откроют там частный медцентр. Попользовались бесплатной медициной — хватит, теперь будем за каждый анализ деньги платить», — возмущаются люди.
За прошедшие два года пациенты Клеменовской амбулатории написали десятки жалоб в различные инстанции с просьбой разобраться в их ситуации. Они обращались к губернатору Московской области, к президенту, писали в прокуратуру и Минздрав. Но по существу никто в их проблеме разбираться не хочет. Чиновники, даже если они работают в надзирающих органах, больше доверяют бумагам от тех, кого они проверяют, чем словам тех, кто к ним обращается о защите своих интересов. Вот люди и обращаются в СМИ в надежде, что хотя бы журналисты их выслушают и вникнут в суть вопроса, а не будут накручивать турусы на колесах.
Просторное паллиативное отделение теперь закрыто.
Фото: Из личного архива
Системная аритмия
Недавно Владимир Путин, общаясь с медиками, сказал очень правильные слова: оценивать качество работы отечественной системы здравоохранения должно население.
Так вот в Егорьевске люди уже два года протестуют против закрытия Клеменовской амбулатории, но вместо того, чтобы прислушаться к ним, местные и областные чиновники продолжают гнуть свою линию. По словам жителей, даже те из них, кто сначала принимал сторону народа и обещал во всем разобраться и вернуть амбулаторию людям, потом открещивался от своих слов.
Вообще кризис в подмосковном здравоохранении уже давно принял системный характер. На словах региональные чиновники обещают модернизацию учреждений здравоохранения, капитальный ремонт в старых больницах и поликлиниках, оснащение их современным оборудованием. На деле же разрушается даже то, что хорошо работало.
От шкафа до шкафа — нынешний кабинет врача в ФАПе.
Фото: Из личного архива
Про этот катастрофический разрыв между декларациями и реальностью месяц назад «МК» уже писал, и ситуация с Клеменовской амбулаторией — лишнее тому подтверждение. В Подмосковье хронический дефицит медицинских кадров, одна из причин, почему врачи и сестры уходят из профессии, — это неэффективные управленческие решения. В Овчагино аналогичная ситуация. Против закрытия амбулатории выступают не только пациенты, но и медперсонал.
У местных врачей и сестер было постоянное место работы, многие еще и жили рядом, сейчас их разбросали по разным учреждениям. Врачи вынуждены кочевать из одного ФАПа в другой, о том, какие спартанские условия им создали, лучше всяких слов говорят фотографии. Площадь кабинета врача общей практики в ФАП Иваново 2х2 метра, чуть больше могилы. В узком проходе между столом и стенкой с трудом удалось втиснуть стул для пациента. В таком же узком коридоре, где пациенты ждут приема у врача, поместилось только пять стульев, но сюда набивается до 20 человек, среди которых есть дети, старики, люди с ослабленным здоровьем. Они непременно будут заражать друг друга.
«Не навреди» — одна из главных заповедей клятвы Гиппократа, которую приносят врачи, заступая на профессиональное поприще. Но похоже, что управленцы, принявшие решение об уничтожении доступной медицины для сельских жителей Егорьевского округа, присягали кому-то другому.