ФСБ задержала троих исполнителей готовившегося по заказу СБУ теракта
Федеральная служба безопасности России сообщила о предотвращении теракта, целью которого было убийство одного из высших должностных лиц государства. Об этом заявили представители ведомства 14 ноября. Покушение планировалось совершить в Москве, когда чиновник посещал могилы своих близких родственников на Троекуровском кладбище.

тестовый баннер под заглавное изображение
По данным ФСБ, украинские спецслужбы разработали план, согласно которому взрывное устройство с дистанционным управлением должно было быть приведено в действие с помощью видеокамеры, замаскированной под вазу для цветов. Для исполнения этого плана были привлечены четыре человека.
В ходе операции ФСБ были задержаны трое из них: супружеская пара ранее судимых россиян с наркозависимостью и нелегальный мигрант из одной из стран Центральной Азии. Четвертым фигурантом проходит проживающий в Киеве Джалолиддин Курбанович Шамсов, 1979 года рождения, который разыскивается российскими правоохранительными органами по подозрению в убийстве и незаконном обороте оружия.
У задержанных изъяты средства связи с перепиской, которую они вели с сотрудником украинских спецслужб через мессенджеры, а также сама ваза-камера, транслировавшая сигнал за границу. В ФСБ заявили, что украинским исполнителям было предложено вознаграждение в виде наркотиков за установку устройства на кладбище.
В своем официальном сообщении ФСБ также предупредила, что «украинский режим, действуя под руководством западных спецслужб, готовит аналогичные преступления и в других российских регионах». В ведомстве подчеркнули, что сотрудничество с иностранными спецслужбами карается вплоть до лишения свободы.
Напомним, что это не первая подобная акция, предотвращенная в этом году. Ранее российские силовики сообщали о предотвращении терактов в отношении высокопоставленных военных. 17 декабря 2024 года в результате теракта погиб командующий войсками радиационной, химической и биологической защиты генерал-лейтенант Игорь Кириллов.
Как рассказал «МК» руководитель Центрального исполкома «Офицеров России» генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов, у украинских спецслужб есть мощная агентурная сеть в России.
– Одно дело, когда террорист изучает режим дня жертвы: во сколько человек выходит из дома, когда возвращается. Это довольно примитивно. В данном же случае мы видим нечто иное. Исполнители знали, что цель должна посетить довольно специфическое, можно сказать, экзотическое место. Они знали маршрут и время. Это говорит о совершенно другом уровне информированности. Представьте, какая должна быть агентурная сеть, чтобы получать такие данные. Речь идёт о системе, которую, я уверен, наши спецслужбы ещё полностью не раскрыли.
– То есть вы считаете, что за исполнителями стоят опытные кураторы?
– Безусловно. Более того, я почти уверен, что те, кто непосредственно вёл наблюдение и собирал данные, никогда не контактировали с теми, кто должен был совершить само преступление. Связь между ними, наверняка, осуществлялась через зашифрованные каналы связи, интернет или телефонные разговоры. Это стандартная практика. Это показывает, насколько уверенно украинские спецслужбы чувствуют себя на нашей территории, выстраивая такие сложные схемы.
– То есть это могли быть какие-то внутренние сети?
– Мы с вами наблюдаем в последнее время, что практически не удаётся выявить кадровых сотрудников СБУ или украинской разведки. Следовательно, они опираются в основном на агентуру внутри России. Эту агентуру они вербуют, если вы обратили внимание, либо из числа мигрантов, которых можно нанять за небольшие деньги, либо из числа маргиналов внутри Российской Федерации.
Причём я скажу так: на террористические акции, связанные непосредственно с убийством, привлекают, как правило, выходцев из других государств. То есть тех людей, которых можно обработать не на территории России, а на территории их постоянного пребывания — например, в бывших республиках СССР. Мы уже видели подобные схемы, вспомните историю с «Крокусом», где вербовка и подготовка велись на территории третьей страны. Естественно, маловероятно, что коренной российский гражданин пойдёт на такое убийство. А вот нанятые за деньги исполнители из-за рубежа — другое дело.
– А как в такой ситуации можно планировать контроперацию против таких агентов?
– Это уже всецело зависит от оперативных возможностей наших специальных служб. Задача контрразведки — работать на территории противника, опережая его. Когда у противника появляется интерес к какой-то личности, объекту или секрету, мы должны получать эту информацию и начинать упреждающую работу по всем, кто может иметь к этому доступ. В данной ситуации, я уверен, будут задействованы все технические возможности: будет анализироваться всё — и переписка, и разговоры, и посещение сайтов этими исполнителями. Рано или поздно это выведет на организаторов.
– Будут использоваться кибертехнологии, глубокая аналитика?
– Будет анализироваться абсолютно всё. И в конечном счёте, я уверен, выход на заказчиков будет найден. Конечно, мы все понимаем, что главный заказчик — Украина. Но интересует и внутренний, непосредственный организатор, который обеспечивал подготовку этой операции на месте.
И ещё раз хочу обратить внимание на ключевую деталь. В прошлых случаях, с генералом Кирилловым или другими, было понятно: за жертвой следили, изучали её график. А здесь обратите внимание — откуда они могли знать, что чиновник поедет именно по этому маршруту, в это время, к этому месту? Это не было его постоянным, предсказуемым маршрутом. Значит, кто-то был очень близко. Либо они контролировали его переговоры, где он сам сообщал о своих планах, либо это информация от людей из его ближнего круга, которые знали о его перемещениях и намерениях.
– То есть нужно искать «крота»?
– Ну, конечно, все возможные версии нужно отрабатывать. Нужно провести тщательнейшую внутреннюю проверку. Это не может быть работа одного человека. Это спланированная акция. И самое главное, о чём мы часто забываем: мы иногда представляем себе западные или украинские спецслужбы как искателей простаков и неудачников, но они далеко не глупы. Они циничны, коварны, хитры и уже обладают значительным опытом.
У украинских спецслужб сегодня нет никаких ограничений — убить, взорвать, устроить покушение, для них это без проблем. Они полностью потеряли человеческий облик, о чём свидетельствуют и пытки пленных, и расправы над собственными политическими оппонентами.
И мы должны отдавать себе отчёт: чем успешнее наши действия на фронте, тем более отчаянными и жестокими будут их акции в тылу. Ситуация, к сожалению, может усугубляться.
Химки ИНФО – ещё ближе к городу Новости Химок, важные события и происшествия, инфопортал Химки ИНФО – самые свежие и популярные новости.