На заседании Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы 22 обсудили способы поддержки кролиководства в регионе.
«Кролиководство переживает далеко не лучшие времена. Сегодня на государственном уровне практически нет поддержки крупных и даже малых хозяйств. К сожалению, Московская область не стала исключением. Между тем, во всем мире это динамично развевающиеся отрасль», – открыл заседание Сергей Керселян, председатель Комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Московской областной Думы.
Действительно, во многих стран кролиководство – это большой сектор сельского хозяйства. Так, в Китае производится 660 тысяч тонн крольчатины, в Италии – 300 тысяч, а во Франции – 180 тысяч тонн. Для сравнения, в России это 15 тысяч тонн. «Наши показатели совершенно несопоставимы и с этим нужно что-то делать, нужно быть активными и поднять эту проблему», – считает Керселян.
В Московской области уже пытались создать программу поддержки кролиководства. В 2015 году в рамках областной программы «Сельское хозяйство Подмосковья» рассматривалась помощь в создании мини-кролеферм и введение дотаций для развития отрасли, однако они так и не были приняты. Между тем, в Подмосковье у кролиководческих хозяйств существует проблемы, требующие системные решения.
«В Московской области не выводят собственные породы кроликов. Чаще всего, родителей приходится заказывать из-за рубежа, а это большие риски и большие цены. Еще сложнее оформить документы на ведение деятельности и все стадо. Другая проблема – цены на корм. В себестоимости кролика только 220 рублей – это цена за его питание. Нет у нас и собственного оборудования – приходится ввозить иностранное», – рассказала Анна Погорелова, представитель КФХ «Погорелова».
Чтобы окупить все затраты, кролиководам приходится ставить высокие цены на итоговую продукцию. Из-за этого главные целевые группы потребителей – дети и пенсионеры, нуждающиеся в крольчатине как в полезном мясе, – просто не могут его себе позволить. Крольчатина переходит в высокий ценовой сегмент, а компенсировать низкое потребление мяса у фермеров нечем. Мех перестал пользоваться большим спросом, основной его потребитель – Китай – перешел на собственное производство, поэтому ценное сырье просто сжигается как побочный продукт переработки. Как итог, в Московской области наблюдается стабильный спад производства.
«Мы видим печальную картину. В 2014 году официально зарегистрированные предприятия производили 289 тонн, в 2016 году это было уже 60 тонн, а в 2017 – 7,6 тонны. У нас нет статистики по крестьянским хозяйствам, но, скорей всего, там тоже невысокие показатели. Введение государственной поддержки подстегнуло рост кролиководства», – считает Дмитрий Афонин, Главный специалист отдела развития животноводства и племенного дела Управления отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Одна из причин, по которым Московская область не выделяет субсидии на поддержку отрасли – ее малая доля в общем рынке сельхозпродукции. Фермеры просто не смогут освоить выданные субсидии. Складывается ситуация, когда государство не предоставляет поддержку из-за малых объемов производства, а кролиководам не хватает средств, чтобы увеличить объемы производства. Решить проблему можно, если объединить фермеров для продвижения их интересов и крольчатины на рынке.
«Кроликовые фермеры разобщены, поэтому в отрасли нет развития. Чтобы действовать результативно, нужно объединиться. Комитет готов оказать вам в этом поддержку, предоставить свои площадки, обсуждать ваши инициативы. Главное – начать работать в направлении», – заявил Сергей Керселян.
Представили кроликовых ферм, присутствующих на заседании, объявили, что думают над созданием ассоциации кролиководов Московской области. Керселян предложил помощь Комитета в работе объединения.