Доля инвестиций, приходящихся на краудфандинг, в России растёт: за 2017 год число таких инвесторов выросло до 14 миллионов человек, а этим способом для привлечения средств воспользовалась 871 организация. При этом, законодательного регулирования этой области ещё нет. Тарас Ефимов, председатель Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы, рассказал о том, что должно быть прописано в законе и с чего стоит начать работу над ним.
«Несмотря на то, что 22 мая Государственная Дума приняла в первом чтении закон «Об альтернативных способах привлечения инвестиций», эта сфера (краудфандинг – прим.Пресс-центра) до сих пор не урегулирована. Между тем, оборот отдельных краудфандинговых площадок может доходить до 1 миллиарда рублей. Это существенная сумма, серьёзный объём инвестиций, которые практически никак не защищены.
Проблема в том, что в российском законодательстве пока что нет определения краудфандинга. Что это? Частные пожертвования? Или это инвестиции, которые выдаются организациям или лицам под проценты, по аналогии с банковской системой? Ведь существует несколько разновидностей краудфандинга. Какого-то общего подхода к этому вопросу нет – получается, что нельзя определить сам предмет регулирования. И, как следствие, нельзя определить регулятора таких отношений.
Кроме того, отсюда же вытекает необходимость разграничить сферы регулирования: инвестиции, инициативное бюджетирование и краудфандинг. Инициативное бюджетирование – это общественное управление средствами бюджета с возможностью привлечения средств граждан. Рассмотрим на примере строительства детской площадки. Есть программа благоустройства двора, в которой жители определили, что им необходимо построить детскую площадку. Граждане собрались и поручили муниципальной власти заняться этим вопросом на бюджетные деньги, а сами либо приняли участие также «рублём», либо помогли при строительстве. Краудфандинг же предполагает, что и средства, и выполнение работ будут обеспечены самими гражданами – без привлечения бюджетных денег. Это их ключевое отличие. Провести такое же отличие с инвестициями уже сложнее – и там, и там фигурируют частные средства. Самое главное – и в инвестициях, и в краудфандинге есть риски. И, прежде всего, это риск мошенничества.
Мы знаем истории и в международной, и в российской практике, когда объявлялся сбор средств на проект, а затем инициаторы пропадали вместе с собранными средствами. Один из примеров – создание народного автомобиля. Деньги собрали, но машину так никто и не выпустил.
Поэтому при разработке законодательства в сфере краудфандинга важно определить, что это такое, обозначить, что это сбор средств под определённые цели с конкретными сроками и результатами. Назначить регулятора этих отношений и, самое главное, – обеспечить защиту инвестора и его средств. Чтобы ситуации с народным автомобилем стали невозможными. Пока сложно сказать, как именно может выглядеть итоговый законопроект, но, скорей всего, это будут нормативно-правовые акты в сфере инвестиций и финансов. Также, это должно быть федеральное законодательство».