Случилось! На маршрут вышел первый столичный электробус.
Мнения знатоков общественного транспорта разделились. Одни считают это началом революции на дорогах нашего мегаполиса, другие заявляют, что деньги потрачены зря.
Еще в 2016 году столичные градоначальники окончательно решили убрать с улиц старые троллейбусы, которые, по их мнению, захламили город своими проводами и к тому же морально устарели. Вместо них руководитель Департамента транспорта Максим Ликсутов обещал запустить экзотическую новинку – электробусы. И тем самым начал яростную войну между поклонниками «рогатого» транспорта и сторонниками современных инноваций.
Первые даже написали открытое письмо в адрес президента, где просили сохранить старые машины. «Московский троллейбус – это больше, чем просто транспорт. Это часть нашей истории и культуры, отличительный признак городского пейзажа и бренд нашего города», – было сказано в этом документе.
Вторые утверждали, что весь мир переходит на машины с электротягой. Тот же Китай заполонили электробусы, они активно внедряются в Западной Европе. И негоже российской столице отставать от новаторов!
Дальше электробусы ждала сложная судьба – несколько раз менялись производители, экспериментальные машины, которые чиновники торжественно презентовали журналистам, глохли прямо посреди показательного маршрута или вообще не заводились. В какой-то момент про электробусы вовсе перестали вспоминать. И вдруг он появился!
ПОЕХАЛИ!
Первые пассажиры проехались на новом транспорте по маршруту троллейбуса №73 от ВДНХ (Южный вход) до 6-го квартала Бибирева. Первый месяц электробус, к слову, произведенный на КамАЗе, будет перевозить людей бесплатно.
Люди в салоне вслух обсуждали новый транспорт и, похоже, были довольны. Нечего сказать – красавец! Оформлен по стандартам московского городского транспорта в синий и белый цвета. На бортах красуется огромная надпись: «Это электробус». Буквы поменьше сообщают, что он «не зависит от контактной сети», «питается от батареи на крыше», а еще «маневренный и бесшумный».
Здесь огромные окна и удобный низкий пол. И что немаловажно, на поручнях кресел – зарядки для смартфонов. Мы сразу проверили их состояние – работают. «Хороший салон, удобные кресла. Очень здорово, нам нравится», – прокомментировали впечатления два молодых человека, оказавшиеся с нами по соседству.
Когда электробус тронулся, раздался странный звук – словно заводящийся двигатель маленького самолета. Машина непривычно быстро набрала скорость, и шум исчез. Стало совсем тихо – это очень необычно для городского транспорта. Можно слушать музыку или без помех сидеть в интернете.
Но есть пока свои недочеты. Электробус еще «сырой», поэтому в нашей машине мы обнаружили двух инженеров, которые следили за особенностями движения. «Здесь еще работать и работать. Вот сами посмотрите», – кто-то из пассажиров показал на электронное табло с обозначением остановок. Буквы неудобно мигали и мелькали, а для нового электробуса это было совсем нехорошо. Правда, выручил второй монитор, который показывал скорость, процент заряда аккумулятора и некоторые другие параметры.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Заправляться электробусы будут на конечных остановках маршрута, на профессиональном языке это оборудование называют пантографом на ультрабыстрых зарядных станциях. Предполагается, что машина, проехав положенное расстояние, остановится около такой станции и уже через 10 минут подзарядится электроэнергией, чтобы опять выйти на маршрут.
Пока, правда, сделать быстро это электробусу не удается. Подзарядка длится больше получаса, а это значит, что работягам-троллейбусам еще придется походить по старым маршрутам, пока постепенно их не вытеснят электробусы. Инженер, который следил за наладкой станции, сказал нам, что доделывать придется многое.
Внедрение электробусов стало одним из самых обсуждаемых столичных проектов. Критики говорят об экономической составляющей. Известно, что московским электробусам нужны 530 зарядных станций, каждая из которых стоит 13 млн рублей. Еще придется установить к ним 100 новых подстанций. В общей сложности переход с троллейбусов на электробусы обойдется Москве примерно в 66 млрд рублей.
Правда, выплачивать их придется не сразу, а в течение семи лет, но все равно это дорого. Если бы город принял решение обновить старую троллейбусную инфраструктуру – поменять провода и другое оборудование, то потратить пришлось бы всего 44 млрд.
Эксперты по-прежнему сомневаются в целесообразности новых машин. Многие из них говорят, что аккумуляторы едва ли смогут пережить без поломок зимние холода. Сторонники проекта возражают и ссылаются на положительный опыт белорусских коллег.
В Минске электробусы ездят уже год и снабжены аккумуляторами на суперконденсаторах. Они недешевы, но зато цикл полной зарядки составляет каких-то 5 минут, и в мороз батареи не теряют заряда.
За год эксплуатации выяснилось, что такая техника потребляет энергии на 30% ниже, чем обычные троллейбусы. Словом, опыт говорит о том, что в новый транспорт надо хорошо вложиться, чтобы потом пожинать плоды экономии.