Пока власти и общество надрываются, пытаясь одолеть стагнацию, естественные монополии тянут телегу назад. Любыми способами пытаются поднять свои тарифы, чтобы заставить население раскошеливаться снова и снова.
ОАО РЖД придумало новый фокус. Федеральная антимонопольная служба установила формулу расчета новых тарифов – «инфляция минус 0,1%». Точнее, инфляция потребительская, показатели которой усилиями Центробанка и Росстата утрамбованы до 4%.
Монополии, однако, это не радует. Там понимают, что хотя реальный рост цен гораздо выше, но погреть на нем руки при действующей формуле ФАС не удастся. Поэтому решено было изменить само содержание формулы.
РЖД предложили использовать в ней вместо индекса потребительских цен индекс цен промышленности. Это, дескать, лучше отражает структуру затрат железнодорожников. Хитрость в том, что промышленная инфляция обычно более чем вдвое выше потребительской (официальной!) и модернизация формулы позволит монополиям хорошо заработать, значительно подняв тарифы. Не случайно железнодорожников охотно поддержали и другие монополисты, скажем, совсем не бедствующая Транснефть.
В ОАО РЖД стали доказывать, что для своей деятельности они покупают не колбасу в гастрономе, а металл, электроэнергию и прочие промышленные товары, цены на которые растут быстрее. Вроде логично. Но по этой логике электроэнергия дорожает, когда Газпром увеличивает тарифы на газ. Цена металла растет из-за удорожания электроэнергии. Дорогой металл отнимает часть выручки у железнодорожников. Удорожание перевозок повышает себестоимость всех промышленных и потребительских товаров… В этом замкнутом круге цены летят только вверх.
Продавливая через правительство персональные тарифные интересы, монополии запускают огромный маховик общей инфляции, который в итоге тормозит экономику. Каждый из ее «столпов» тянет одеяло исключительно на себя, словно не ведая, что творит. Или жадность душит.
Минэнерго еще в августе предложило повысить тарифы на услуги ЖКХ в 2019 году на 5,7%, не считаясь с формулой ФАС. Хотя глава этой службы Игорь Артемьев однозначно заявил, что в большинстве регионов стоимость коммунальных услуг и электроэнергии уже превышает экономически обоснованную. Газпром еще вынужден согласовывать с ФАС цены на газоснабжение, но взимание платы за реализуемый населению для бытовых нужд сжиженный газ передано регионам, которые ограничивают ее лишь платежеспособностью граждан.
Пытаться определить, с которой из монополий начинается нынешний круговорот тарифов, равнозначно поискам ответа на вопрос: что было раньше – курица или яйцо? Разорвать порочный круг должно правительство, которое, однако, функционирует по клановому принципу и, несмотря на все формулы ФАС, всегда играет на стороне монополий.
А вот кто играет на стороне граждан и экономики – большой вопрос…