31 марта в аэропорту «Жуковский» состоялся круглый стол, организованный Комитетом Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информации. На мероприятии обсудили вопросы и перспективы развития воздушной гавани. Перед началом обсуждения депутаты ознакомились с инфраструктурой аэропорта, осмотрели терминал, зал ожидания, инфраструктурные объекты аэропорта «Жуковский».
Аэропорт обладает рядом особенностей – это самая длинная взлётно-посадочная полоса (ВПП) в Европе, что даёт возможность принимать суда любого типа, доступный ресурс мест стоянки в непосредственной близости от операционного перрона, а также отсутствие ограничений, связанных с загруженностью воздушного пространства.
Но главной особенностью стало то, что поле аэродрома находится в совместном администрировании аэропорта и Государственного научного центра «Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова». Это уникальный пример, когда ВПП используется и гражданской и испытательной авиацией одновременно. Собственником полосы при этом остаётся научный центр, но благодаря совместному ведению снижаются издержки на её содержание, которое дорого обходится ввиду размеров. В результате снижается и себестоимость испытаний.
Первый рейс из аэропорта «Жуковский» был выполнен 12 сентября 2016 года белорусской авиакомпанией «Белавиа» в Минск. При этом с начала строительства до ввода объекта в эксплуатацию прошло всего 13 месяцев, а стоимость одного квадратного метра готового здания в итоге составила около 70 тысяч рублей – самый низкий показатель из всех представленных на рынке проектов подобных объектов. А пассажиропоток с 12 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года составил 103 099 чел; с 1 по 23 марта 2017 года – 16702 чел.
В настоящее время в воздушной гавани осуществляется 17 рейсов в неделю, в такие города как Минск (Белоруссия), Бишкек (Киргизия), Душанбе (Таджикистан). Со 2 мая начнутся регулярные перелёты в Стамбул (Турция), а с июня – в столицу Казахстана Астану. Также достигнута договорённость об открытии авиасообщения с Тель-Авивом (Израиль) в количестве 3 рейсов в неделю. Таким образом, количество ежедневных рейсов возрастёт в несколько раз, в перспективе достигнув количества в несколько десятков.
При этом у руководства аэропорта большие планы по дальнейшему развитию его инфраструктуры. Как рассказал первый заместитель генерального директора «Рампорт Аэро» (владельца гавани) Евгений Солодилин, у компании имеется программа дальнейшего развития аэропорта, которая рассчитана до 2025 года и включает в себя увеличение площади терминала, строительство нового грузового терминала, дополнительной парковки, офисных помещений, торгово-развлекательного центра и т.п. С лета 2017 года запланировано расширение географии полетов, а увеличение пассажиропотока предполагается до 2 млн. человек в год. При этом инвесторы готовы вкладываться в развитие аэропорта, однако дальнейшее его развития фактически останавливается из-за одной нерешённой проблемы.
Дело в том, что аэропорт связан с основными магистралями улицей Наркомвод, которая не отвечает современным требованиям таких объектов. Это участок с однополосным движением, переходящий два железнодорожных переезда и длиной 3 километра. При увеличении нагрузки на аэропорт неизбежно возникнут трудности с его посещением – будут образовываться пробки, что наблюдается и сейчас в часы пик, когда на работу и с неё едут сотрудники близлежащего лётно-исследовательского института.
Более того, как отметил генеральный директор «Рампорт Аэро» Томас Вайшвила, уже сейчас есть потенциальные партнёры аэропорта, в том числе из Китая, готовые открыть новые пассажирские и грузовые маршруты, однако их останавливает именно неясность ситуации с логистической доступностью аэропорта.
В 2015 году был разработан проект реконструкции трассы, которая должна быть увеличена до четырёх полос. Была составлена и сметная документация – предварительная стоимость была оценена в 2,8 млрд. рублей. В настоящее время, как рассказал начальник отдела воздушного транспорта Министерства транспорта Московской области Сергей Харин, проект проходит корректировку. Пока она не завершена – невозможно точно заложить необходимые средства и определить точные даты реконструкции улицы.
В свою очередь председатель Комитета Олег Григорьев и член Комитета Дмитрий Дениско отметили, что депутаты готовы помочь в данном вопросе и примут участие в решении проблемы.
Помимо этого заместитель председателя Мособлдумы Игорь Чистюхин, также принимавший участие в заседании, поднял не менее актуальную тему: подготовка и дальнейшее трудоустройство молодых специалистов, оканчивающих средние учебные заведения. «Кооперация между такими высокотехнологичными организациями, как, например, аэропорт «Жуковский» и средними учебными заведениями Подмосковья очень важна», – прокомментировал депутат.
Транспортное сообщение с городом осуществляется Железнодорожным транспортом от Казанского вокзала до пл. Отдых поездами 6000 и 7000 нумерации и далее автобусами ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» до аэропорта «Жуковский» по единому билету стоимостью 202 руб. 50 коп. Время в пути составляет 70-80 минут. В период с 12.09.2016 по 28.02.2017 таким способом перевезено 7 432 человека. Также от метро Котельники курсирует автобусный экспресс, стоимость проезда составляет 79 рублей, а время проезда – 50 минут. Таким способом в период с 12.09.2016 по 28.02.2017 перевезено 38 789 человек.