А Госдума наконец отменила дурацкий закон для фермеров
Если сани нужно готовить летом, то вот готовиться к строительству собственного дома, семейного гнездышка, лучше всего зимой. В этом плане особенно подфартило подмосковным крестьянам. Федеральный Минсельхоз включил Московскую область в программу льготной «Сельской ипотеки». Ее можно будет оформлять на целых 25 лет и под ставку до 3 %, однако.
Фото: Геннадий Черкасов
Нынешний закон о сельской ипотеке был принят год назад, но в него уже внесены коррективы. Так, если в минувшем году максимальный кредит составлял 5 млн. рублей (минимальный – 100 тысяч) – и только для регионов Дальнего Востока и Ленинградской области, то с нынешнего года такую сумму теоретически могут выделить любому соискателю. Главное, чтобы сам регион был допущен к участию в федеральной государственной программе. Пока в нее входят 55 субъектов Федерации.
В общем и целом, кредит можно брать проживающим в сельской местности на приобретение дома с земельным участком, на строительство дома, а также на его достройку, расширение. Однако для заемщиков из Подмосковья есть определенное ограничение. Оно заключается в том, что кредит можно будет использовать только на строительство дома.
По большому счету – а что еще нужно человеку для полного счастья?!
Итак, кредит можно оформить сроком на 25 лет, заемщику необходимо внести первоначальный взнос не менее 10 % от суммы кредита. Еще из требований, предъявляемых к соискателю – он должен работать в системе агропромышленного комплекса не менее 2- х лет и иметь в собственности земельный участок, на котором и планирует «развернуться». Правда, в некоторых регионах страны такие займы выдают и горожанам – при условии, что они будут строиться в сельской местности и с полной инженерной инфраструктурой.
Кредитная ставка более, чем щадящая – от 0,1 до 3 %. Однако чтобы получить кредит меньше трех процентов, необходимо заручиться финансовой поддержкой местных властей, субсидиями из местного бюджета.
Взять сельскую льготную ипотеку и не ошибиться – можно раз в жизни.
Все это, конечно, замечательно. Но известно, что на всей территории России – от тайги и до британских морей – действует закон, согласно которому фермеру запрещено строить ИЖС… на своей земле. Сколько копий сломано вокруг отмены этого прямого запрета! А воз и ныне там.
– Как увязать сельскую ипотеку с запретом для фермеров строиться в своих владениях? – спрашиваем нашего эксперта, кандидата экономических наук Игоря Абакумова.
– Есть хорошая новость. В декабре, на «излете» 2020 года, Госдума в первом чтении отменила-таки этот прямой запрет. Тот закон пока еще действует, ведь 2-е и 3-е чтения еще не состоялись. Будем надеяться, что в нынешнем году этот нонсенс окончательно разрешится в пользу фермеров.
Но есть и вторая хорошая новость. Всего за один год существования сельской ипотеки, с весны 2020 года, в российской сельской глубинке кредитов оформлено на 2 млн. квадратных метров жилья. Это прекрасный показатель, лед тронулся, село наше преобразится, люди в массовом порядке не станут уезжать из своих деревень.
Еще этот факт красноречиво говорит о том, что у отечественных крестьян есть некие финансовые сбережения. Особенно отрадно, что федеральное правительство экономическим путем разрешило их вкладывать разумно, что называется, с толком, с чувством, с расстановкой.
– И никаких «минусов» в сельской ипотеке?
– Есть одна заковыка. Если сравнить российскую деревню со швейцарской, французской или немецкой, то она никакой критики не выдерживает. А ведь сельский пейзаж, архитектура – это тоже экономическая категория, прямые инвестиции от тех же туристов.
В 50-е годы прошлого века в СССР было много заводов, которые изготавливали черепицу. Сегодня их нет, кровли в деревнях покрыты профнастилом почему-то преимущественно из синего цвета. Глаз это не радует, никакой туристический бизнес в деревне развиваться не будет.
Было бы здорово, если бы по сельской ипотеке, раз уже она входит в нашу жизнь, строились дома по определенным архитектурным проектам. Сейчас, как правило, мы используем технологии 19-го века, строим из того, что было.
То есть по старинке. А надо глядеть вперёд.