С беспилотниками пока придется еще подождать
Пока мы паримся в многокилометровых пробках на дорогах, специально обученные люди работают над тем, чтобы транспортные потоки не отравляли нашу жизнь. А в перспективе, на дорогах столичного мегаполиса вообще колесили беспилотники. Реализацию этой программы обсудили на заседании круглого стола в Мособлдуме.
Фото: АГН «Москва»
«Если 5 лет назад было трудно себе представить автомобиль без человека, то сейчас тестирование проходят несколько десятков беспилотных машин, – сказал глава комитета по транспортной инфраструктуре МОД Олег Григорьев.- Отечественные алгоритмы в создании искусственного интеллекта порой даже превосходят зарубежные аналоги».
Пилотный проект «Умная дорога» был запущен год назад, в июле. В качестве площадки выбрано 13 участков дорог. В Сергиевом Посаде – общей протяженностью 65 километров и 34 км в Красногорске. Эти муниципалитеты были выбраны не случайно, как правило здесь транспортники отмечают и скопления автомобилей, и несогласованную работу светофоров.
По итогам первых месяцев работы появились отрадные подвижки. Время в пути сократилось соответственно на 9 и 12 % – при увеличении интенсивности потоков на 19 и 13 %. А в пиковые часы время на поездку уменьшилось на 20 %.
При том, что проект идет без капитальных затрат на реконструкцию дорожной сети
Получается, что не так страшны заторы, как их малюют. С ними бороться можно, если поэтапно внедрять научно-технический потенциал.
Сегодня на дорогах в регионе установлены 1257 комплексов фотовидеофиксации, 900 светофоров, стационарные и мобильные детекторы транспорта, действует навигационно-информационная система…
Этот арсенал контролирует все на свете: от превышения скоростного режима на автотрассах до пересечения сплошной разметки.
Поступающую в автоматизированную систему управления дорожным движением информацию частично, пока на 30%, обрабатывает искусственный интеллект. Который, по словам специалистов, ошибается не чаще человека.
При возникновении нештатных ситуаций АСУ вызывает ГИБДД и сотрудников других оперативных служб, корректирует работу светофоров на проблемных участках дорог.
Ну, а где же беспилотники?
На Петербургском экономическом форуме Подмосковье подписало соглашение о создании в регионе своего испытательного центра.
В общем, повести и романы фантастов 60-х годов прошлого века ненавязчиво вторгаются в нашу жизнь, Наверное, когда-нибудь, как пелось в одной советской песне, «и на Марсе будут яблони цвести».
– Тема «умных дорог» сегодня популярная, она везде на переднем плане, но в ней куча проблем, нерешенных еще нигде в мире, – считает лидер общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.- Вот почему беспилотники пока не бороздят по нашим дорогам.
– Считается, что автоматизированные системы ошибаются не чаще, чем человек. Математические программы и алгоритмы стремительно вытесняют человека…
– Когда бываешь на таких презентациях, где демонстрируют элементы искусственного интеллекта или какие-то навороченные датчики, думаешь: ну вот, уже завтра на работу будут возить машины без водителя и без нарушения правил, лафа, да и только
Но такое будет еще не скоро.
Эти системы очень дорогие – что в разработке, что в их эксплуатации. Десятки миллиардов рублей. Потом, они далеко не каждому региону по карману, да и не нужны большинству российских субъектов. Они экономически выгодны в столичном регионе, в Питере, в Краснодарском крае, где высокая плотность населения и интенсивные транспортные потоки.
В общем, заключает Петр Шкуматов, членам «Синих ведерок», которые борются с произволом чиновников и автохамством, еще долго предстоит иметь дело не с искусственным интеллектом, который в режиме онлайн сам разберется в ситуации, а с обычным человеческим фактором.