Специалист объяснил, чем могло обернуться ЧП в аэропорту Пулково

В результате столкновение самолета и автомобиля на взлетно-посадочной полосе однажды погибло 178 человек

В Санкт-Петербурге решением районного суда арестован мужчина, прорвавшийся на своей машине через ограждение на территорию аэропорта Пулково. Россиянину вменяется хулиганство и умышленное повреждение имущества. В чем опасность подобных «визитов» на взлетно-посадочную полосу, мы узнали у специалиста.

Фото: Михаил Ковалев

ЧП в главной воздушной гавани Петербурга произошло вечером 28 октября. Гражданин, управлявший легковым автомобилем, с разгона протаранил своим «Опелем» ограду, которая перекрывает доступ посторонних в техническую зону аэропорта и на его взлетно-посадочную полосу. Лихач-нарушитель вслед за тем подрулил к одному из самолетов и попросил, чтобы его «подбросили» до Африки.

Неадекватного любителя путешествий задержали. По сообщениям информационных агентств, выяснилось, что он находился под воздействием наркотических средств.

Чем чревато такое нелегальное проникновение посторонних в зону аэропортовской «запретки»?

– Последствия могут быть самые печальные, – поясняет ветеран воздушного флота, летчик-инструктор Федор Воронов. – Насколько мне известно, в данном случае ущерб от инцидента не столь велик, все обошлось лишь дыркой в заборе. Однако если бы этот неадекватный «водила» выехал наперерез самолету, совершающему взлет или посадку, могла случиться катастрофа с десятками жертв.

К сожалению, подобные случаи бывали. Самый страшный из них произошел в осенью 1984 года в Омске. Там из-за недосмотра работников наземных служб авиалайнер Ту-154 при посадке столкнулся с тремя автомобилями, производившими обработку взлетно-посадочной полосы. В результате погибло 178 человек, самолет разрушился и сгорел.

Можно вспомнить и еще одно не столь давнее похожее происшествие, получившее международный резонанс. В ночь на 21 октября 2014 года потерпел аварию при взлете из столичного аэропорта Внуково частный самолет Falcon на борту которого находился глава французского нефтегазового концерна Total Кристоф де Маржери. Вместе с ним погибли и три члена экипажа. Причиной катастрофы стало столкновение со снегоуборочной машиной, расчищавшей полосу и вовремя не покинувшей ее для взлета «Фалькона». Сама «техничка» при этом почти не пострадала, а вот реактивный самолет, зацепившись шасси за неожиданное препятствие, от удара резко накренился, потом перевернулся и, пролетев еще пару сотен метров, рухнул на землю и взорвался.

– А может ли пилот, сидящий за штурвалом самолета, как-то увернуться от столкновения, увидев на пути такую преграду?

– Только в том случае, если самолет еще не набрал скорость или – при посадке, – уже успел ее в значительной мере погасить. Тогда есть шансы среагировать и избежать тарана. Ну или, по крайней мере последствия такого столкновения будут не столь серьезными. Например, лет 10-12 назад в том же Пулково Як-42 в условиях плохой видимости – шел дождь со снегом, – столкнулся с микроавтобусом. Пострадавших в этом ЧП не было, повреждения получила лишь сама техника. В другом случае, – это было уже в столичном аэропорту, – пассажирский «Эйрбас» ударил тягач. После столкновения лайнер отправили на диагностику и ремонт, а пассажирам предоставили запасной борт.

– Говоря о встрече самолета с автомобилем, сразу вспоминаешь кадры комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Там авиалайнер совершает посадку прямо на шоссе, по которому движутся легковые машины, и благополучно «пробирается» между «Москвичами» и «Жигулями»…

– Ну это же кино! Постановочный трюк. Как известно, для съемок «Итальянцев…» под шоссе «загримировали» взлетно-посадочную полосу одного из аэродромов, а автомобилями управляли опытные водители, которые заранее знали, как должны развиваться события по сценарию. В реальных условиях такой фокус вряд ли закончился бы без неприятностей. Хотя известны случаи, когда легкомоторные самолеты благополучно совершали аварийные посадки прямо на автомагистраль.

– А если на пути самолета окажется человек?

– Для этого человека, скорее всего, такая встреча закончится летальным исходом. Хотя и самолет, весьма вероятно, получит какие-то повреждения. Вот случай четырехлетней давности. В Шереметьево на пути отправляющегося в полет Боинга-737 откуда-то возникла человеческая фигура. Уже позже следователи выяснили, что гражданин Армении, прилетевший незадолго до того в Москву из Испании и пересаживавшийся в столичном аэропорту на рейс до Еревана, почему-то захотел остаться в России и попытался скрыться на аэродроме от пограничного контроля. Мужчина заблудился и в какой-то момент оказался прямо взлетающим авиалайнером. От удара армянин погиб, а на фюзеляже лайнера после его приземления в порту назначения обнаружили вмятины…

Пролистав хроники последних лет, корреспондент «МК» убедился, что попытки нелегальных проникновений граждан в закрытые для посторонних зоны аэропортов, – увы, не уникальное явление.

Вот лишь несколько сравнительно недавних случаев.

В феврале 2021 года 23-летний житель Владивостока зачем-то решил устроить «прогулку» по территории аэропорта Сочи. Сотрудники службы безопасности перехватили его неподалеку от взлетно-посадочной полосы. По сообщениям пресс-службы аэропорта нарушитель находился «в неадекватном состоянии».

28 июля 2021 года мужчина попытался проникнуть в техническую зону аэропорта Шереметьево, устроившись для этого на ленте транспортера, предназначенного для перевозки сданного пассажирами багажа. К счастью на пути нелегала ждало препятствие: устройство для сканирования чемоданов и упаковок. В нем мужик и застрял, после чего был задержан подоспевшими сотрудниками полиции.

А еще одна история произошла в начале апреля нынешнего года в соседнем Казахстане. Мужчина, будучи явно «под парами», разделся догола, перелез через ограждения алма-атинского аэропорта и в таком неприличном виде побежал в сторону «взлетки». К счастью, спринтера вовремя заметили, и его перехватили сотрудники местной службы авиационной безопасности.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*