Небо за нас: смотрите на «Первом» документальный фильм «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие»
В августе 1941 года министр пропаганды Германии Геббельс без тени сомнения заявляет, что «ни один камень в Берлине не содрогнется от взрыва». Несмотря на то что немцы с 1939 года участвуют в военных действиях, сами жители Берлина не ощущают на себе весь ужас войны и спят по ночам крепким мирным сном. В то время как советские города содрогаются от тысяч бомб, сбрасываемых немецкими самолетами.
Смотрите фильм «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие» на «Первом канале» в среду, 28 июня, начало в 22:55
В ответ на бомбардировку Москвы у командования ВМФ Советского Союза появляется идея авианалета на Берлин. Эта операция могла бы опровергнуть заявление командующего Люфтваффе Геринга о том, что «военная авиация русских полностью уничтожена». Но главное – это бы опровергло все прочнее формирующийся в сознании людей всего мира миф о несокрушимости немецкой армии.
План бомбардировки был составлен верховной ставкой. Но самое удивительное, что независимо от своих командиров точно такой же план разработали летчики 1-го минно-торпедного полка Балтийского флота. В ответ на приказ о нанесении удара по Берлину полковник Преображенский и его штурман Хохлов предоставили командованию уже подготовленные карты с проработанным маршрутом остров Сааремаа – Берлин.
Остров Сааремаа – это самая западная на тот момент точка Советского Союза, еще не захваченная немцами. По прямой от него до Берлина 890 километров. В состав особой авиагруппы 1-го минно-торпедного полка Преображенского были включены опытнейшие экипажи командиров эскадрилий: капитанов Гречишникова, Ефремова, Беляева, Плоткина и других. Группа перебазировалась на аэродром Когула острова Сааремаа и готовилась к началу операции. На вооружении группы состояли самолеты ДБ3-Б, «букашки», как называли их летчики.
И вот, спустя 6 недель после начала войны, в Москву поступает радиограмма: «Мое местоположение Берлин. Задание выполнили, возвращаемся домой». На подлете к Берлину во время первого вылета немецкая ПВО не произвела по советским бомбардировщикам ни единого выстрела, постоянно принимая наши самолеты за свои. Настолько немцы не могли поверить в то, что русские решатся на подобную операцию. Утром после первой бомбардировки немцы заявили, что их бомбили британские самолеты. Но англичане ответили, что в эту ночь ни один их самолет не вылетал в сторону Берлина из-за плохих метеоусловий. Точку в этих дебатах поставило Совинформбюро. Юрий Левитан сообщил о бомбовом ударе советской авиации по Берлину.
В фильме будет рассказано о том, как советским летчикам Е.Н. Преображенскому, В.А. Гречишникову, А.Я. Ефремову, П.И. Хохлову и многим другим на протяжении месяца удавалось преодолевать пол-Европы и успешно бомбить Берлин.
Через несколько дней после первого авианалета Сталин принимает решение усилить мощь ударов по Берлину. Для этого на Сааремаа отправляют специальную авиационную группу особого назначения майора Щелкунова и эскадрилью капитана Тихонова.
Тогда же Сталин приказывает 81-й авиадивизии во главе с командиром дивизии Михаилом Водопьяновым совершить бомбовый удар по Берлину, вылетев с аэродрома Пушкин под Ленинградом.
В целом за один месяц бомбардировок Берлина было потеряно множество самолетов и экипажей: кто-то разбился, кто-то попал в плен или пропал без вести. Многие летчики легендарного авиаотряда не дожили до Победы. Но тогда, в 41-м, в самые трудные, первые дни войны они не только долетели до Берлина, они заставили каждого поверить в нашу Победу.
«Когда состоялись первые налеты, даже в Москве, у нас выходили листовки с фамилиями и портретами летчиков-балтийцев. После первых бомбардировок русские люди стали говорить, думать и… писать в газетах: раз по небу до Берлина долетели, и по земле до него дойдем» – такими словами закончил фильм ветеран ракетных войск подполковник Сергей Остапенко.
Смотрите фильм «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие» на «Первом канале» в среду, 28 июня, начало в 22:55.