На взорвавшемся в Махачкале складе хранили вермикулит: что рассказали рабочие

Обычно автосервис, с которого начался пожар, закрывался около 6 часов вечера

Сотрудники Следственного комитета и правоохранительных органов Дагестана опросили работников магазина удобрений в дагестанском селе Новокули, где в понедельник вечером произошла техногенная катастрофа. Напомним, в результате серии взрывов на СТО, в магазине и расположенной напротив АЗС погибли, по последним данным, 35 человек, более 100 получили ранения. Нам также удалось узнать, что рассказывают сотрудники магазина. По их словам, селитру в торговой точке хранили в небольшом количестве, поскольку чаще всего агрономы и фермеры закупали другое удобрение – вермикулит.

Так, Шейх, работавший в магазине «Все для теплиц» водителем, пояснил, что устроился туда около года назад через знакомых. Официальный договор не заключался – все строилось на доверии. Хозяин магазина Эльдар Насруллаев (задержан в связи с взрывом. – Прим. авт.) отправлял Шейха в рейсы – мужчина развозил удобрения по теплицам на «Газели».

– В последнее время я почти не бывал на складе, потому что сейчас не сезон. Тепличники посадками занимаются, им удобрения просто не нужны.

Говоря о типах удобрения, Шейх пояснил, что на складе в большом количестве хранились сульфат калия, сульфат магния, а также торф. Он подавал машину к тому месту, где стояли поддоны с мешками, загружался и отправлялся по точкам. Всего на складе постоянно присутствовали 2-3 рабочих. Что касается самого Насруллаева, то он появлялся на работе достаточно редко и ограничивался короткими приветствиями, не посвящая сотрудников в детали своего бизнеса.

Кроме того, Шейх особо подчеркнул, что никто из работников склада не курил, поэтому простая небрежность в качестве версии возникновения пожара практически исключена. Также он сказал, что ни разу не видел, чтобы соседи из станции техобслуживания, где, по предварительной версии, и началось возгорание, работали с газовым оборудованием.

Несколько важных деталей, которые еще предстоит проверить, добавил работник склада Мага – он в день взрыва был на смене. «Я прихожу обычно самый первый и в 8 часов утра открываю ворота – у нас общий въезд на территорию с автосервисом. Сотрудники СТО уходят позже. Вечером все наоборот: мы в 16.00 закрываем склад, а механики еще остаются. Но и они редко задерживаются после 18.00».

Напомним, взрыв произошел в 21.50, т.е. в то время, когда автосервис, как правило, уже закрыт. Возможно, у механиков была сверхурочная работа – ведь, согласно первому предположению, пожар начался именно с машины, которую обслуживали на СТО. Мага упомянул об одном из видео, на котором сразу же после возгорания с территории пытается выехать автомобиль «Лада-Приора». Покинуть место ЧП водитель не успел: позднее нашли лишь обгоревший остов этой машины.

Рассказывая об автосервисе, сотрудники склада также пояснили, что автомеханики никогда не использовали газовое оборудование и не работали с открытым огнем. «Покраска, замена масла, полировка, тонировка – это все делали. Один раз только мы видели у них маленький баллончик, что-то они там жгли, и все».

Непосредственно во вторник смена на складе удобрений прошла очень спокойно. Заказов и новых поставок не было, поэтому сотрудники по сути отдыхали – пили лимонад и разговаривали о бытовых проблемах. В 16.00 они, как обычно, покинули рабочее место.

Также выяснилось, как именно был обустроен склад, от которого после взрыва осталась лишь глубокая воронка. Это два чистых склада, которые отделены стеной от помещения СТО. Большие проветриваемые помещения закрываются ролл-ставнями, которые по направляющим рельсам уходят в бетонный потолок. Электричества на складах нет. Пока непонятно, как именно огонь с помещения сервиса мог перекинуться на склад.

Следователи намерены тщательно изучить, какие именно удобрения хранились в момент трагедии в боксах. Пресловутая аммиачная селитра там действительно была – ею заполнили примерно 2 палета (вместимость каждого палета – одна тонна). Однако ее часто путали с вермикулитом, поэтому и создавалось впечатление, что склады забиты взрывоопасным товаром. Вермикулит – минерал, не содержит вредных веществ и используется фермерами как теплоизоляционный материал. Его на складах всегда было очень много. Важная деталь: вермикулит не горит и не поддерживает горение.

Значительная часть удобрений, которые закупал Насруллаев, была произведена на Буйском химическом заводе (Костромская область). Очевидно, следователи будут делать запрос на предприятие – какой именно товар мог быть настолько взрывоопасен, что спровоцировал катастрофу республиканского масштаба.

Что до личности самого Насруллаева, то работники склада отзываются о нем исключительно положительно. «Он вежливый, добрый, никогда не проявлял агрессии. Угощал нас фруктами, отпускал, когда нужно было». Один из сотрудников вспомнил, что когда у него в ноябре прошлого года при взрыве газа в жилом доме в Каспийске погибли и пострадали родственники, Эльдар предложил любую сумму на лечение и погребение.

Впрочем, очевидно, что задержанием одного Насруллаева дело не ограничится. Хотя непосредственных виновников привлечь к ответственности, возможно, и не удастся. Если подтвердится предположение, что возгорание и первый взрыв связаны с ремонтом машины, то отвечать за случившееся должны либо работник СТО, либо автовладелец, либо они оба. А эти люди с большой долей вероятности погибли при взрыве.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*