Принудительные меры медицинского характера признаны Конституционным судом РФ лечением, а не наказанием. То есть они не могут рассматриваться как нарушающие права людей с психическими расстройствами.
Конституционный суд (КС) РФ 28 ноября разъяснил порядок продления и прекращения принудительных мер медицинского характера. Так как такие меры – это лечение, а не наказание, они не могут рассматриваться как нарушающие права людей с психическими расстройствами.
Дело о проверке конституционности ряда статей Уголовного кодекса РФ рассматривалось по запросам Салехардского городского суда. Туда поступило два обращения от психоневрологического диспансера о применении принудительных мер медицинского характера в отношении людей с психическими расстройствами. Первому гражданину, совершившему хищение в состоянии ограниченной вменяемости, помимо наказания в виде условного лишения свободы назначили принудительное лечение у врача-психиатра амбулаторно. Второй гражданин был освобожден от уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности в состоянии невменяемости, и ему была назначена принудительная психиатрическая помощь в условиях стационара.
Вопросы продления и изменения принудительных мер медицинского характера в отношении этих граждан неоднократно рассматривались судом по представлению медицинской организации. При очередном таком обращении Салехардский городской суд усомнился в правильности этих обременений без наличия предельного срока их применения и усмотрел несоразмерность ограничений прав граждан.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, принудительные меры медицинского характера к людям с психическими расстройствами, совершившим преступление, применяются в качестве лечения, необходимость и продолжительность которого определяется состоянием здоровья. Это требуется для предотвращения причинения ими вреда себе или окружающим.
Продление, отмена или изменение вида принудительных мер медицинского характера возможны только по решению суда на основании результатов периодического освидетельствования комиссией врачей-психиатров, учитывающих особенности психического состояния пациентов, их опасность для себя и окружающих, необходимость получения ими медицинской помощи. Длительность применения такого рода мер не может служить основанием для их прекращения, поскольку конечная цель состоит в излечении людей, страдающих психическими расстройствами, или в улучшении их здоровья.