Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine
Режиссер Владимир Котт о звездной команде, тройном отказе, студенческих гонорарах и фильме «Карп отмороженный»
Приз зрительских симпатий 39-го Московского международного кинофестиваля достался трагикомедии «Карп отмороженный». В широкий прокат выход фильма ожидается в октябре 2017 года, и зрительская любовь ему обеспечена.
На съемках фильма «Карп отмороженный»
Потому что сюжет о решении сельской учительницы Елены Михайловны подготовить свою смерть, чтобы сыну доставить минимум хлопот, невероятно драматичен по сути и безбрежно комичен по форме. Связующей нитью и символом отношений между матерью и сыном выступает как раз карп, которого, в конце концов, выпускают на волю, в пруд. Диалогам героев суждено разлететься на афоризмы. «Карп отмороженный» – продюсерский дебют внука Алисы Фрейндлих Никиты Владимирова, которому пришлось заложить свою квартиру ради съемок. И главный козырь картины – созвездие актеров: Марина Неелова, Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Александр Баширов и другие.
О фильме – из уст режиссера Владимира Котта, кстати, родившегося под знаком Рыб, автора киноработ «Громозека», «Петр Лещенко. Всё, что было…», «Охотник».
МЕСТО
Мы снимали под Ленинградом, нашли рабочий поселок, абсолютно заброшенный, называется Сясьстрой. Там до сих пор бараки, в которых живут люди и делают себе евроремонты, вставляют стеклопакеты, но при этом производства никакого нет, т.е. люди там доживают. Такое замершее время, город Зеро.
После того как мы начали снимать, Евгений Витальевич Миронов ходил по улицам Сясьстроя, оглядывался вокруг и вдруг вспомнил, что фильм «Космос как предчувствие» снимался именно там. Такое совпадение.
Бюджет ленты немногим превысил 60 млн рублей
СЦЕНАРИЙ
Когда мне в руки попал сценарий, я увидел там много как бы образов, взятых как бы из других фильмов. Для меня это не очень важно, потому что в этих образах и как бы фильмах нет таких актеров. Это не киноманская история, мы не пошли по пути сложного киноязыка, мы хотели рассказать простую человеческую историю, не больше. Для меня было удивительно, что наш фильм отобрали на кинофестиваль, потому что я не считаю, что фильм авторский-авторский, сложносочиненный, это просто история.
АКТЕРЫ
Марина Мстиславовна согласилась сразу, на следующий день. Никаких уговоров не было, и мы сразу испугались, потому что это было неожиданно: она понимает, куда она ввязывается вообще, что ей надо выглядеть по-другому, совершить некий актерский подвиг.
Алиса Бруновна попросила встречи. Мы пришли к ней домой с оператором Михаилом Аграновичем, который ее снимал 30 с лишним лет назад, и первое, что она сделала – предложила покурить. Скорей она меня проверяла, прощупывала, адекватен, неадекватен. Через полчаса мы нашли общий язык, общие сигареты, образ и поняли, что надо идти не в сторону интеллигентной Алисы Бруновны из «Служебного романа», а в сторону бабки, говор попробовать. Вообще, это счастье – работать с такими актерами.
БЮДЖЕТ
Фильм состоялся – для меня это почему-то становится знаком качества – без поддержки Фонда кино и Минкульта. Но это не значит, что мы туда заявку подавали. Нам три раза отказали: в Фонде кино – один раз, и два – в Минкульте. Но фильм от этого только выиграл: нам приходилось не жировать, а придумывать, как это можно снять, такая мобилизация произошла. Естественно, актеры снимались не за свои ставки. Я не буду называть суммы, но Евгений Витальевич уже давно себе не позволяет таких студенческих гонораров.