Жертвами аферистов становятся самые общительные и импульсивные
Домовые чаты есть сейчас практически в любом подмосковном ЖК. Не отстают по части социальной активности в интернете от горожан и жители сельской местности: как в деревнях, так и в крупных СНТ Московской области тоже есть свои внутренние соцсети.
Спору нет, домовые чаты – удобный инструмент для общения между соседями, с их помощью решаются многие бытовые и организационные вопросы. Но, как и в любом деле у них есть свои минусы…
Фото: freepik.com
Недавно Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России предупредило пользователей интернета, что кибер-мошенники активно орудуют в домашних и районных чатах.
Под видом соседей мошенники вступают в переписку с жителями ЖК или небольшого населенного пункта, как бы между делом предлагают помощь по дому или иные свои услуги, нередко обещают отдать бесплатно ненужную мебель и бытовую технику. А, когда кто-нибудь из соседей заинтересуется тем или иным предложением, от афериста следует просьба оплатить курьерскую доставку «бесплатной» мебели, либо внести небольшой аванс за какие-то его услуги. В любом случае для выполнения этой просьбы от жертвы требуется зайти по ссылке на фейковый сайт. И как только человек это сделает, в его мобильное устройство проникает вирусная программа, которая ворует персональные данные.
По словам Игоря Савельева, сотрудника IT-компании, которая занимается вопросами безопасности в социальных сетях, данная мошенническая схема ничто иное как новая версия старой аферы под названием «Мамонт». Ее много лет используют преступники, орудующие в сфере онлайн-продаж. Мамонтом злоумышленники называют жертву обмана, у которой при оплате товара на фишинговом сайте, списывают деньги и похищают данные банковских карт. Кроме того, преступники могут также использовать вирусные и шпионские программы.
«В том, что мошенники атаковали домашние чаты, нет ничего удивительного. Люди, которые там общаются, меньше всего ждут подвоха от соседей. А злоумышленники как раз этим доверием и пользуются», – говорит психолог Антонина Плохина.
Есть еще одна причина, почему киберпреступники атаковали общедомовые чаты. Оказывается, там проще всего найти себе потенциальную жертву. Как утверждают психологи, на уловки аферистов в интернете ведутся не более 17 % людей. Как правило, это очень эмоциональные, импульсивные и доверчивые люди, они же наиболее активные пользователи социальных сетей.
Такие «неравнодушные сердца» легко откликаются на любые просьбы о помощи, принимают горячее участие в сборе средств для нуждающихся, вступают в эмоциональные дискуссии на провокационные темы и так далее. Поэтому их легче всего убедить перевести деньги или предоставить личные данные, считают эксперты.
Но как мошенники проникают во внутреннюю социальную сеть, ведь она только для своих? Оказывается, для этого им достаточно взломать аккаунт кого-нибудь из жильцов дома, и потом от его имени аферисты могут слать свои фальшивые сообщения. Либо они представляются модератору чата новым жильцом или арендатором квартиры. Причем арсенал их уловок очень широк – от спам-рассылки, якобы, забавных и безобидных видео до рекламы своих вымышленных услуг на фейковом сайте. В любом случае, как только жертва попробует открыть фишинговую ссылку, на его телефон будет произведена кибератака.
«Опасность таких ссылок в том, что с их помощью преступники могут украсть ваши персональные данные и впоследствии оформить на вас огромный банковский кредит. Доказать потом, что это были не вы, будет очень сложно», – предупреждает Игорь Савельев.
Эксперт советует никогда не заходить и ничего не платить на сомнительных сайтах, не голосовать в интернете за малознакомых людей и их родственников, а если такие просьбы поступают в виде смс-сообщений от друзей, то следует прежде всего позвонить им самим и убедиться, что это именно они, а не мошенники обратились к вам за помощью. Еще можно установить на мобильный телефон или компьютер специальную программу, которая будет защищать ваши устройства от зловредных вирусов.