Холод по расписанию: как в Подмосковье срывают отопительные сезоны

От Химок до Чехова: хроника коммунальных катастроф в Подмосковье

В последние годы проблемы с отоплением в Московской области перестали быть исключением — они стали нормой. Города, расположенные в непосредственной близости от столицы, всё чаще оказываются в зоне коммунального коллапса.

Vladimir Baranov/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

История повторяется с пугающей регулярностью: холодные батареи, игнорируемые жалобы, изношенные сети и чиновники, которые уверяют, что «всё под контролем», — даже когда в квартирах ледяной холод.

Химки, 2023: «Газовое отопление» и утюги вместо тепла

Еще в начале отопительного сезона 2023 года десятки домов в Химках остались без горячей воды и отопления. Жители вынуждены были использовать любые доступные средства — от электрообогревателей до утюгов и газовых плит, — чтобы согреть квартиры, где температура держалась на уровне 13–14 градусов даже при плюсовой погоде за окном.

«Просто небольшой перерыв можем на полчаса сделать, потому что невозможно уже дышать», — рассказывала жительница Юлия Баскакова, описывая, как семья вынуждена постоянно использовать газ для обогрева, не имея возможности проветрить помещение.

При этом тогдашний глава города Дмитрий Волошин уверял, что «тепло есть в каждом доме». На деле же более чем в 40 многоквартирных домах батареи либо не работали, либо были еле тёплыми. Причиной аварии тогда называли изношенность теплосетей: за лето их лишь латали, но не меняли. Только после вмешательства прокуратуры и массовых протестов ситуацию начали решать.

Интересно, что Дмитрий Волошин покинул пост главы городского округа Химки лишь 27 января 2025 года. Якобы «по собственному желанию и в связи с переходом на новое место работы». И – ни слова о коммунальном коллапсе, который пережил город при его руководстве, никакой ответственности.

Климовск, январь 2024: авария на режимном объекте

Через год Подмосковье пережило еще одну катастрофу. В ночь с 3 на 4 января 2024 года на территории Климовского специализированного патронного завода произошла серия прорывов на магистральных теплотрассах. Из-за этого без тепла остались 173 многоквартирных дома и семь социальных объектов, включая больницу. Температура на улице опустилась до минус 25 градусов.

Как выяснилось, завод — частный, режимный, с запутанной историей собственности. Один из его владельцев, Хорхе Портилья-Сумин, находится в розыске по обвинению в мошенничестве и преднамеренном банкротстве. Другие акционеры — в том числе представители «Ростеха» — долгое время игнорировали состояние инфраструктуры.

Автоматическая система регулирования давления не сработала, что привело к гидроударам и множественным разрывам в сети. Персонал котельной не закрыл задвижку, отделяющую заводские сети от городских, хотя это предусмотрено регламентом. В результате замерзли не только заводские, но и городские трубы.

Следствие установило, что запись об аварии в журнале котельной была сделана задним числом — 4 января в 14:40, хотя авария произошла в 3:32 ночью. Это стало одним из ключевых доказательств халатности.

По уголовным делам были задержаны гендиректор КСПЗ Игорь Кушников, начальник котельной и замглавы администрации Подольска по ЖКХ Роман Рязанцев, который, достоверно зная о неисправностях, выдал паспорт готовности к отопительному сезону.

Под давлением общественности и федерального центра решено было национализировать котельную, а затем и весь завод. Губернатор Андрей Воробьёв заявил, что котельная перейдёт в муниципальную собственность Подольского округа.

Чехов предупреждали ещё в мае 2025 года

В 2026 году — ЧП в Чехове. Встали стразу две котельные. Город более 48 часов был без отопления. На подстанции скорой помощи водители не глушили двигатели автомобилей — иначе лекарства замерзали. В гараже экстренной службы, как и во всем Чехове, не было отопления.

Еще весной 2025 года, за полгода до начала отопительного сезона, около 30 сотрудников котельных «ЖКХ Чеховского района» вышли к администрации города и направили обращение в правительство РФ. Работники предупреждали: город с населением 90 тысяч человек находится на пороге коммунальной катастрофы. Котельные находятся в плачевном состоянии, оборудование не готово к зиме, а задолженность по зарплатам уже превысила три месяца.

Они тогда заявили прямо: «Отопительный сезон будет сорван, замерзнут люди!»*

Их сигналы были проигнорированы.

К январю 2026 года прогноз сбылся. После масштабной аварии тысячи жителей остались без тепла в условиях аномальных морозов. Спустя сутки официальные отчёты рапортовали об «успешном запуске ЦТП» и «оставшемся 31 доме», но в реальности — все те же ледяные батареи, замерзающие стояки и отказ в выдаче обогревателей. Жители пишут в соцсетях: «Чехова 73. Балаболы , хватит врать!»

На улице Полиграфистов дважды за двое суток из трубы фонтаном бил кипяток — явный признак критического износа сетей. Аварии порождают новые аварии: гидроудары при перезапуске разрушают и без того старые трубы.

Мэр Чехова Михаил Собакин пытался успокоить жителей в своих соцсетях. Наконец, просто отключил комментарии к «проблемным» постам и вернулся «к делам насущным» – канал запестрел фотографиями крещенских купелей. Может, это был намек на то, что зимой в воде теплее, чем в квартирах жителей округа?

«Цифровизация» против реальности

На фоне этих кризисов губернатор Московской области Андрей Воробьёв заявляет о «самой масштабной программе модернизации систем теплоснабжения»: 425 объектов, 258 километров сетей, миллионы жителей. Он подчёркивает успехи цифровизации: датчики на котельных, автоматические сигналы, сокращение времени устранения сбоев.

Но цифры расходятся с реальностью. Пока в наиболее пострадавших муниципалитетах люди живут в ледниках, а чиновники годами игнорируют износ сетей, то «цифровой контроль» выглядит как попытка создать иллюзию порядка. Особенно, когда новые жилые комплексы подключают к советским теплотрассам, не увеличивая мощность котельных.

Пока власти рапортуют о «дорожных картах» и «цифровых платформах», жители Подмосковья вынуждены спасаться утюгами, газом и унтами. А чиновники, ответственные за коллапсы, уходят «по собственному желанию» — без следствий, без судов, без последствий.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*