Потомки Тома Сойера ищут работу

Трудоустройство школьников: миф или реальность?

«Жизнь показалась ему пустой, а существование — тяжким бременем» … — мысль о предстоящей работе и в реальной жизни нередко вгоняет нас в тоску, как Тома Сойера, героя повести Марка Твена. О работе в период законного отдыха вовсе не может быть и речи. Однако с этим могут поспорить школьники, стремление которых найти работу летом растет с каждым годом. Вместе со старшеклассниками города Люберцы мы попробовали устроиться летом на работу. Первый вопрос: с чего начать?

Потомки Тома Сойера ищут работу

фото: Spraypaint.artofamulet.com

Первые шаги

Поиск любой информации у современного школьника начинается с поисковой строки Google. С приходом лета десятки люберецких ребят вбили запрос: вакансии для школьников в Люберцах. На одном из первых сайтов уже весной стали появляться резюме школьников. Большинство из них выглядят как радужные представления авторов о зарплате в размере от 5000 до 15 000 рублей. В графе «опыт работы» у многих стоит лаконичное «нет» или «0 лет». У кого-то из ребят помладше дальше следует ремарка: «но я достаточно умен для такого заработка».

Гораздо реже — такие резюме: «Работала один раз промоутером. Больше не взяли из-за ненадобности». Искать работу на лето пятнадцатилетняя Аня начала в мае, поиски продолжаются до сих пор. В прошлом году школьница решила перейти к решительным действиям и стала подходить к раздатчикам листовок с просьбой помочь устроиться на работу. Попытки увенчались успехом: работу дали, правда, всего на один день. С похожей ситуацией столкнулся одноклассник Ани. Парень раздавал листовки в костюме лака для ногтей, что стало забавным опытом для школьника и смешным воспоминанием для друзей. Однако о постоянной занятости на длительный период не могло быть и речи — работали ребята неофициально.

Обращение в ЦЗН: «это бесполезно»

Итак, искать работу через сайт или пытаться устроиться неофициально — как правило, потратить время впустую. Следующий вариант — прямое обращение за помощью в официальные органы. Седьмой пункт в разделе «Государственные услуги» на сайте Люберецкого центра занятости населения начинается так: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время». Отправляемся в ЦЗН.

После достаточно продолжительных поисков центра при помощи Google карт добираюсь до здания. Успеть до перерыва — уже хорошо. На первом этаже встречает очередь из посетителей. До обеда еще полтора часа, но в окошке приема документов сотрудники отсутствуют. Несколько раз обхожу первый этаж в надежде встретить кого-то из работников. Наконец становлюсь свидетелем разговора охранника с сотрудником или посетителем учреждения, который вскоре прощается и покидает центр. Захожу на пост охраны.

— Добрый день. Вы не подскажете, где можно спросить про трудоустройство школьников?

— Слушайте, я, конечно, могу сказать, куда, но это бесполезно.

— Почему бесполезно?

— Я по этому вопросу лично разговаривал с сотрудниками. Сказали: вакансии не дают. Уже и к главе района обращались, но вакансий для школьников нет. Но… попробуйте в 201-й кабинет. Даже не знаю, кто там есть в это время…

Поднимаюсь на второй этаж, открываю дверь в 201-й кабинет. За рабочим столом вижу сотрудницу, которая соглашается поговорить о трудоустройстве школьников.

— Есть ли в этом году вакансии для школьников?

— Практически нет. Если честно, предприятия предоставлять места отказываются. В этом году выделено всего два рабочих места на предприятии, которое занимается изготовлением весов, — комплектовщиков. В 2017 году завод «Звезда» выделил 10 рабочих мест — ребята разбирали архив, в позапрошлом году — «Почта России». В прошлом году поменялся начальник «Почты», после чего с нами и вовсе отказались сотрудничать.

— Где же в таком случае могут поработать остальные?

— В этом году школы сформировали трудовые бригады, где в течение июня могут работать желающие. Причем администрация города ежегодно выделяет деньги для зарплаты 365 школьникам — до 5 тысяч рублей на человека. И мы со своей стороны платим работающим старшеклассникам сумму в размере 1275 рублей дополнительно к заработной плате. Ребята предоставляют табель, и идет доплата — материальная поддержка.

…Вспоминаю несколько сделанных мной накануне посещения центра звонков в школы. Директор одной из них, явно не настроенный на общение, лаконично дал понять, что трудоустройством учеников школа не занимается и говорить он об этом не намерен.

— А все школы предлагают работу ученикам?

— Далеко не все. Предлагаем всем школам, но многие отказываются. Говорят, что ни дети не хотят, ни родители.

«Три копейки»

Но, как выясняется, еще не все потеряно. Следующая остановка — ЦСТАП, Центр социально-трудовой адаптации и профориентации. Здесь на базе центра уже почти месяц работает трудовая бригада. Центр дополнительного образования знакомит школьников от 6 до 18 лет с профессиями парикмахеров, водителей, визажистов, официантов, что облегчит поиск работы в будущем. В течение года ребята получают базовые навыки по обращению с разными видами транспорта или приобретают необходимые знания в работе парикмахером и уже к концу обучения могут делать прически мамам, сестрам, подружкам. Кроме того, для учеников устраиваются экскурсии в парикмахерские или кафе, где можно увидеть жизнь заведения изнутри и поближе познакомиться с реалиями будущей профессии, еще раз понять, правильно ли сделан выбор.

Ирина Юрьевна, директор центра, показывает работы учеников. Больше всего она сетует на то, что работодатели отказываются предоставлять вакансии несовершеннолетним ввиду нового закона об образовании. Так, дети могут самостоятельно заключать трудовой договор лишь по достижении ими 16 лет, а работать с 14 — при согласии законного представителя. Кроме того, для несовершеннолетних в зависимости от возраста существует множество ограничений, например, сокращенный рабочий день или запрет выполнения работы, требующей поднятия и переноса тяжестей выше нормы.

Мы с Ириной Юрьевной проходим в кабинет, где уже накрыт стол, а преподаватель центра и он же руководитель бригады, Павел Юрьевич, угощает чаем. Сегодня, по словам директора, «святой день» — выпускной в школах. И поэтому в центре только часть трудовой бригады, остальных руководитель отпустил помогать подругам готовиться к последнему школьному вечеру: делать прически и макияж.

По дороге в учреждение я ожидала увидеть действительно «бригаду», состоящую по меньшей мере из 30 человек, каждый из которых занят своим делом. Представлялось, что уже на территории центра ребята будут полоть траву или поливать растения, а в самом здании будут вестись работы по косметическому ремонту или хотя бы производиться уборка кабинетов. На самом же деле трудовая бригада состоит из шести ребят, среди которых один мальчик четырнадцати лет и пять девочек. Больше желающих не нашлось, да и молодого человека, по словам Павла Юрьевича, отыскать было нелегко. Сегодня он также отпросился на последний школьный вечер к товарищам. Самому старшему участнику бригады 15 лет, остальным всего 14. Знакомлюсь с Катей, Машей и Юлей — сегодня в центре работают только они.

— Девочки, это ваша первая работа? И почему решили работать на базе центра?

Маша: Да, первая. Я пыталась искать другую работу в Интернете, набирала: вакансии в Люберцах для подростков, но нашла очень мало. В центре мы занимались весь год, и весной наш преподаватель, Сергей Валерьевич, спросил, кто хочет работать летом. Я согласилась. Работаем по 4 часа в день. В основном мы занимаемся растениями. Облагораживаем наш центр как внутри, так и снаружи.

— А были большие мероприятия, в которых принимали участие?

Маша: Наша бригада принимала участие в Дне России в парке «Наташинские пруды». Мы рисовали детям рисунки на лицах, плели косички. Готовились к празднику заранее. Например, у нас были модели, которым мы делали прически. Они также присутствовали в парке и показывали, чему мы научились за год. У нас даже была королева центра, с которой все фотографировались, — мы делали ей костюм и прическу.

— За аквагрим и косички вам платили дополнительно?

– Катя: Да нет, мы там просто представляли наш центр.

Чуть позже девочки показали мне фотографии из парка. Действительно, наряд и прическа так называемой королевы центра при учете того, что все создано детьми, впечатляли. На фотографиях были и другие модели. Прическа одной из них сделана Катей и представляет собой лебедя, плывущего по волнам. Видно, что детям понравился этот опыт и еще больше понравилось демонстрировать свои умения. Однако получается, что весь достаточно продолжительный период работы в бригаде дети провели в центре, за исключением 12 июня? Едва ли в учреждении найдется столько растений, чтобы пересаживать их целый месяц, да и ежедневно поливать цветы тоже быстро надоедает. Сомнительно, что именно о такой работе мечтали девочки. Понятно и то, почему желание работать изъявили лишь шесть человек.

— Вы уже думали про следующее лето? Какая работа для вас была бы идеальной?

– Маша: Я хотела бы работать, но если будет больше вакансий для школьников. В центре я учусь на официанта и планирую поступать на ресторанное дело. Летом очень хотела бы поработать помощником официанта. Надо приобретать опыт в этом деле да и просто попробовать хочется.

– Катя: А мне бы очень хотелось работать в каком-нибудь магазине одежды продавцом-консультантом.

— А почему так тянет работать — скучно летом?

– Маша: Да нет, главная цель — больше подзаработать. Хочется работать самим, потому что все время просить на расходы у родителей как-то уже стыдно….

— А сколько вам платят за работу в трудовой бригаде?

– Катя: Мы работаем с 1 июня, за месяц нам платят 4500 рублей. Но этого, конечно, мало.

— Ирина Юрьевна, а в вашей практике работа летом помогала школьнику не только подзаработать, но и выбрать профессиональный путь?

— Помогала, конечно, но больше ребятам, которые уже закончили школу и, например, учатся в колледжах. Вчера встречалась со своей сотрудницей. Ее сын Саша когда-то у нас учился. Настоящий «лазейка по машинам»: железки собирал, с ребятами в гараже что-то строил. Выучился в центре на водителя, а затем в колледже — на автослесаря. Практику летнюю пришлось искать самостоятельно, в колледже с этим не помогали. Устроился в частный автосалон. За три лета в этом салоне научился так хорошо работать, что после окончания колледжа устроился в московский метрополитен — работает в диагностическом поезде. А началось ведь все именно с работы летом.

— Как лично вы, Ирина Юрьевна, относитесь к работе школьников во время каникул?

— Конечно, лучше, чтобы дети были чем-то заняты, пробовали зарабатывать. Наши ребята получат эти три копейки, 4500, и, я уверена, не пойдут потом себе целую корзину мороженого покупать. У Кати, например, хорошая семья — мама, бабушка. Она обязательно что-то купит для них, сделает приятное семье. Может, что-то к столу, устроит теплый семейный вечер. Ребятам ведь хочется начать с того, чтобы сделать что-то приятное для своей семьи, сделать первые самостоятельные шаги.

…Ирина Юрьевна провожает к выходу из центра. По дороге рассказывает, что раньше детям устроиться на работу было проще. Особенно быстро находились вакансии для ребят при наличии у них каких-то умений, обучением которым и занимаются педагоги в ЦСТАП. Директор считает, что ЦЗН необходимо установить строгое количество мест, которое обязано будет выделить каждое предприятие для школьников. Количество желающих работать в период каникул не уменьшается, что необходимо всячески поддерживать.

Итак, пожалуй, выбор для школьника на рынке труда невелик. Единственное, чем может заниматься, например, люберецкий школьник летом — это полив цветов и уборка кабинетов. Конечно, если он не успел попасть на два выделенных места на предприятии по производству весов. И примерно такая ситуация везде. Снова возникает вопрос: что делать? Возможно, стоит последовать совету Ирины Юрьевны и обязать предприятия брать на работу определенное количество школьников. Однако нельзя забывать о ребятах младше 14 лет. Среди них достаточно не просто желающих, но уже способных выполнять различную работу ответственных подростков. Вот, например, о пенсионерах власть подумала — возраст выхода на пенсию будет увеличен. Может, в таком случае следует уменьшить возраст возможного выхода на работу для школяров? Они к этому готовы. Пора уже понять, что дети, не желающие сидеть на шее у родителей, — вполне уже взрослые. Им надо только чуточку помочь.

Читайте наши новости первыми – добавьте «МК» в любимые источники.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*