Сегодня много говорят о том, что только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей нашей огромной провинции. Но как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли?
Аэропорт в деревне: Манилову и не снилось!
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Ответ на этот вопрос пытались найти на Международном жилищном конгрессе. Некоторые участники горячо поддержали идею построить 2,5 тысячи коттеджных поселков… со взлетными полосами.
Эту идею озвучил автор проекта сети так называемых авиадеревень Виктор Клыша. Возведение взлетно-посадочных полос и ангаров он предложил совместить с постройкой жилых домов, отелей и бизнес-патио. В случае реализации этот проект может положительно сказаться на развитии бизнеса, туризма и малых населенных пунктов.
Кстати, такой опыт есть в странах, сопоставимых с нами по масштабам и природным условиям. Например, в Канаде сегодня свыше 1700 малых аэродромов. Лет 40-45 назад немногим меньше взлетных полос было и на территории Сибири и Дальнего Востока. Но сегодня у нас осталось меньше 200 действующих или законсервированных аэропортов и аэродромов. Каждый год их число продолжает неуклонно сокращаться.
Опытнейший пилот, бывший командир авиаотряда Печоры Виктор Савин к этой идее отнесся скептически. «Долететь до Печоры, где почти 50 тысяч жителей, сегодня не получится, в здании заброшенного аэровокзала сквозь крышу проросли деревья. Без слез не взглянешь. Но вспомним, что полвека назад здесь были регулярные рейсы на Москву и Ленинград. Более того, в начале 1980-х Печорское авиапредприятие вышло на международный уровень. Местные экипажи выполняли полеты в Анголе, Югославии, Западной Сахаре, Афганистане и Ираке, доставляли туда грузы гуманитарной помощи – медикаменты, продовольствие. Теперь в Печору два раза в неделю из Сыктывкара прилетает самолетик Л-410, который берет на борт до 15 пассажиров. И на всю республику осталось всего семь вертолетов. О каких авиадеревнях тут может идти речь?..»
Некоторые эксперты, комментируя идею строительства авиадеревень, вспомнили незабвенного героя гоголевских «Мертвых душ» Манилова. Он ведь тоже мечтал «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян». Что из этого вышло, мы помним. То же самое можно сказать и по поводу авиадеревень.
Конечно, нам нужно восстановить транспортное единство страны, добиться того, чтобы житель практически любого захолустья имел возможность добраться до своего регионального центра и до столиц. И совершенно не случайно проект создания сети авиадеревень вошел в сотню лучших на третьем форуме «Сильные идеи для нового времени», проходившем в 2023 году. Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс рекомендовали поддерживать автора в реализации идеи. Но речь, безусловно, должна идти не о «коттеджных поселках», а о глубинной, провинциальной России, которой нужно открыть дорогу в центральные регионы страны.
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм