Событием для славного своими традициями российского авиапрома стал испытательный полет самолета Superjet. Лайнер впервые взлетел с новыми отечественными двигателями – ПД-8.
Авиапром: утраченные иллюзии
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Самолет находился в воздухе около 40 минут, поднялся на высоту три тысячи метров и развил скорость 500 км/ч. Полетное задание выполнено в полном объеме, а двигатели ПД-8 продемонстрировали стабильную работу, отчитались в компании «Ростех».
«Испытания подтвердили правильность наших инженерных расчетов и высокую готовность судна, – заявил глава корпорации Сергей Чемезов. – После 2022 года «Суперджет» приходится фактически собирать заново. Впереди еще много работы. В апреле к сертификационным летным испытаниям присоединится еще один российский борт с двигателями ПД-8».
Испытательный полет с отечественным двигателем ПД-8 стал важным шагом на пути воссоздания отечественного авиапрома. Получение сертификата на новый двигатель ожидается осенью этого года. Но тут возникла новая серьезная проблема.
Правительство пересмотрело программу по обновлению авиапарка. Согласно обновленной версии, утвержденной Михаилом Мишустиным, к 2030 году доля российских лайнеров у нас должна составить 50% вместо ранее запланированных 80%. Кроме того, в декабре 2024 года стало известно, что Минпромторг внес изменения в планы на 2025-2026 годы по производству перспективных отечественных самолетов SSJ-100, МС-21 и Ту-214. Объемы выпуска двигателей для SSJ-100 и МС-21 также были пересмотрены: вместо 192 запланированных авиадвигателей в ближайшие два года выпустят только 128 единиц. Это на фоне того, что сегодня российские авиакомпании располагают всего лишь 19% лайнеров отечественного производства, и заявлений, что к 2030 году в РФ планировалось построить почти 1000 новых гражданских самолетов.
Да, выполнение этих планов было бы свидетельством возрождения российского авиапрома: производство самолетов всех возможных классов в одной стране собственными силами — это уникальный случай в мировой практике. Но этим планам вряд ли суждено сбыться.
«Программа на выпуск 1000 с лишним самолетов подписана председателем правительства. Но у нас, профессионалов, такое впечатление, что программа составлялась не авиаторами, не конструкторами, а какими-то «эффективными менеджерами», которые спят и видят, когда им дадут «освоить бюджетные миллиарды», – утверждает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Даже школьник понимает, что на 1000 самолетов нужно 2000 двигателей, а где их возьмешь, когда ни один двигатель в массовом порядке не выпускается? А комплектующих на 1000 самолетов нужны миллионы. На коленке их не сделаешь. Нужны заводы, оборудование, нужны станки, а наше станкостроение было разрушено. И чтобы не смешить специалистов, эта программа начала на следующий же день после выхода смещаться по срокам вправо, у нас мастера это делать».
Похоже, слова О. Смирнова и других профессионалов были услышаны в правительстве и отрезвили больших чиновников. Первый вице-премьер Денис Мантуров в прошлом году уже уточнил, что параметры Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли будут пересмотрены в 2025-м. А количество выпущенных до 2030 года лайнеров будет примерно в три раза меньше плана – так сказал Сергей Чемезов.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил, что КПГА стала первой попыткой увязать потребности авиатранспортной отрасли и возможности отечественного авиастроения. И чем ближе становится срок серийного производства отечественных самолетов, тем чаще наши авиакомпании отказываются от их покупки. Авиакомпания «Россия» («дочка» «Аэрофлота») подписала твердые контракты лишь на закупку в следующем году 18 МС-21 и 34 SJ-100. А в июне 2024-го глава «Аэрофлота» Сергей Александровский и вовсе отказался от Superjet и Ту-214.
Авиаперевозчикам нужны самолеты с определенными датами поставки, понятным обслуживанием и низкой стоимостью эксплуатации. Сроки серийного производства отечественных самолетов регулярно переносятся, а как покажет себя на практике российская техника – пока неизвестно. Поэтому не стоит удивляться, когда перевозчики любыми способами пытаются сохранять в рабочем состоянии подержанные Boeing и Airbus и хотят приобретать эти самолеты.
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм