Холодная Война концепткаров: Прототип из СССР бросивший вызов Американской моде

ЗИС-112 против GM LeSabre, концепткары Холодной Войны

Холодная Война концепткаров: Прототип из СССР бросивший вызов Американской моде

Факт широко не известный, но после начала Холодной войны, в начале 1950 годах, в очень короткий период времени две тогдашние Сверхдержавы, СССР и США, гнались друг за другом не только в том, кто больше и качественнее сделает вооружение или построит больше военных баз, битва шла по всем направлениям, в том числе в народном хозяйстве. Одним из направлений этого стала автоиндустрия, которая сначала в США, а затем и в Советском Союзе обратила внимание на огромных масштабов автомобили, вернее сказать концепции и прототипы серийных экземпляров машин.

 

До начала космической гонки, в которой наша страна блестяще показала вес талант в создании технологически сложных устройств, инженеры и дизайнеры работали над более приземленными произведениями технического искусства, панорамными лобовыми стеклами, большими рулевыми колесами и футуристичным для того времени дизайном. Встречаем первых двух воинов Холодной войны.

 

Соединенные Штаты Америки являлись полновластными создателями идеи концепткаров, когда в 1938 году был представлен первый прототип будущего создателем которого стал Харли Эрл, название концепта было незамысловатым- Y-Job. Началась война и прототипы на известное время были забыты, не до них было. После победы нетронутая бедами большой Войны промышленность США принялась навёрстывать упущенное, американские автопроизводители с новыми силами переключились на гражданскую направленность и Дженерал Моторс была готова удивлять мир.

Холодная Война концепткаров: Прототип из СССР бросивший вызов Американской моде

Им это удалось, GM показала в 1951 году еще одну концепцию Харли Эрла, модель LeSabre. Также, как и Y-Job, модель была построена на базе существующего шасси GM, но обладала совершенно потрясающим кузовом, который в итоге лег в основу стиля автомобилей GM на ближайшее десятилетие.

 

Дизайн был явно взят из авиастроения, с «приборкой», выполненной в стиле авиационных приборов тех лет и передней частью позаимствовавшей дизайн двигателя реактивного самолета.

Холодная Война концепткаров: Прототип из СССР бросивший вызов Американской моде

Но главной «фишкой» этого концепткара стало то, что он оказался прекрасной экспериментальной базой, на которой отрабатывались новейшие по тем временам материалы и технологии, такие как алюминиевый кузов (некоторые источники говорят даже об использовании сплава алюминия и магния) и панорамное лобовое стекло, первого в своем роде, ставшей настоящей головной болью при производстве для компании, занимавшейся в те годы созданием стекол- Lilley-Owens-Ford.

 

По эту сторону океана чуть позже также закипела работа, начали делать первый в советском союзе концепткар. Производителем этого автомобиля стал самый опытный в создании привилегированных автомобилей завод- ЗИС, который позднее был переименован в ЗИЛ. Позже именно под этой маркой начали производить статные, большие и пафосные лимузины- отражение эпохи больших свершений и высоких полетов, которые мы так все любим и уважаем.

Холодная Война концепткаров: Прототип из СССР бросивший вызов Американской моде

Так уж повелось с основания Советского государства, что исконно своих разработок в серийном производстве автопромышленности было не очень много. Не стал исключением и ЗИС-112, на концепцию создания серьезно повлиял американский первенец LeSabre. Но назвать Советский концепт идентичным никак нельзя. Это своеобразная модель, со своей идеологией и сферой применения, в которой были также применены передовые отечественные технологии в том виде в котором они могли быть созданы в стране, понесшей колоссальные потери в войне на ее территории закончившейся шесть лет назад. Поэтому простим нашим инженерам и дизайнерам (стилистика автомобиля была разработана дизайнером Валентином Ростковым) тех лет некоторые огрехи в прототипе, вроде не совсем идеальной подгонки деталей или несколько странных формах и очертаниях кузова. Кстати, сложная конструкция панорамного лобового стекла также была успешно применена в нашем первом концепткаре, не уступив американской версии прототипа.

 

Первая версия отечественного концепткара (в последующем он неоднократно улучшался) получилась тяжелой и маломощной. 2.5 тонны и 5.5 метров в длину. Рядный двигатель от лимузина ЗИС 110 был несоразмерно слаб, всего 140 л.с.

Холодная Война концепткаров: Прототип из СССР бросивший вызов Американской моде

Впрочем, это был всего лишь первый выставочный образец. В дальнейшем автомобиль далеко пошел, получив стеклопластиковый кузов, более мощные версии моторов, необычный 180 сильный мотор с верхними впускными и нижними выпускными клапанными. Далее на спортивный родстер устанавливались форсированные четырехкарбюраторные модели старого мотора от 110-го лимузина мощностью уже в 170 л.с. С ним спортивная модель (к тому времени на этом бывшем концепте уже вовсю проводились гоночные заезды в чемпионате СССР) могла разгоняться до 230 км/ч.

 

Улучшения и изменения, в том числе и по увеличению мощности и снижению массы проводились вплоть до 1957 года, когда были выпущены четвертая и пятая версии ЗИЛ-112/4 и ЗИЛ 112/5. Под капотом появился V8 мотор от лимузина ЗИЛ-111 мощностью от 200 до 220 л.с. питали котоыре от четырех до восьми карбюраторов. Максимальная скорость последних версий приблизилась вплотную к 250 км/ч.

 

Таким образом, как видно, судьба советского прототипа также оказалось вполне радостной и насыщенной, гоночные соревнования и оттачивание технологий для гоночных автомобилей вполне достойный жизненный цикл для машины.

 

Отдадим должное и двигателю зарубежного прототипа LeSabre, этот кусок хромированного металла явно того стоит. Наддувный V8, обладавший по тем временам просто фантастически инновационными технологиями.

Холодная Война концепткаров: Прототип из СССР бросивший вызов Американской моде

Работал он по достаточно необычной схеме. Два карбюратора питали топливную систему, один карбюратор готовил воздушно-бензиновую смесь, на ней мотор работал в обычном режиме поездки, второй карбюратор добавлял метанол в смесь, чтобы повысить мощность при резком ускорении!

 

Чтобы еще больше увеличить мощность, двигатель (в котором использовалась литая алюминиевая полусферическая головка цилиндров) обладал нагнетателем вдувавшем 18.2 psi в цилиндры. Результат был сногсшибательный- 335 лошадиных сил и 516 Нм крутящего момента!

 

Также взгляните на элегантный вид этого чуда техники. Перед такой красотой снимаем шляпу!

 

В отличие от ЗИЛ-112, LeSabre стал автомобилем на каждый день, на котором Харлей Эрл накатал более 40,000 миль и даже успел одолжить концепт в личное пользование командующим НАТО в Париже Дуайт Эйзенхауэру.

 

Вот такие две совершенно разные истории разных автомобилей по обе стороны от железного занавеса. Но в сем-то они похоже. Наверное, в стремлении сделать мир лучше и технологичнее.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*