Игра в «шашечки»: дорого и сердито

Игра в «шашечки»: дорого и сердито

Игра в «шашечки»: дорого и сердито

Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН

Новые законы усложняют жизнь таксистам, бензин и обслуживание машин дорожают…

И на этом безрадостном фоне агрегаторы продолжают диктовать водителям свои драконовские условия, а пассажиров обдирают как липку. Добьется ли отрасль реальной конкуренции или монополисты, захватившие рынок такси, и дальше будут сдирать со всех три шкуры?

НЕОЖИДАННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Лет десять назад агрегаторы без особых проблем разделались с классическими таксомоторными парками и, не имея ни одного собственного автомобиля на балансе, начали предлагать работу извозчиков всем, кто умеет крутить баранку. Диспетчеры ушли в прошлое, а на их место пришли умные программы, моментально распределявшие между таксистами поступающие заказы, за что агрегатор брал скромные комиссионные в размере 5% от стоимости поездки.

Еще несколько лет назад сложно было найти жителя крупного российского города, которому бы не нравилось приложение «Яндекс.Такси». IT-гигант создал сервис, которым можно было гордиться: заказать – просто, приедет – быстро, стоит – дешево. Потом «Яндекс.Такси» окреп, подмял под себя коллег помельче и стал чуть ли не единолично править балом на рынке такси. В конце концов крупнейший в стране агрегатор поднял комиссионные для таксистов минимум в три раза и перестал заигрывать с пассажирами.

Создав безальтернативное пространство на отраслевой поляне, «Такси/Яндекс Gо» трансформировал ее под свои задачи и на свой лад – поднимать до космических тарифы поездок в часы пик, в выходные и праздники, взвинчивать ценник в плохую погоду, ввел рейтинг оценки и мотивации, превратив их в инструмент управления водителями и пассажирами, и стал произвольно блокировать и тех и других. При этом самим таксистам стало позволительно по надуманным предлогам отменять заказы по непопулярным направлениям или не приезжать к клиенту, заказавшему, к примеру, детское кресло.

На все претензии у агрегатора есть ответы. Он использует алгоритмы динамического ценообразования. Это когда стоимость поездки растет, если желающих заказать такси больше, чем машин в районе. Но, судя по всему, коэффициенты растут не только от форс-мажорных обстоятельств. Недавно политолог Константин Калачев проехал на такси и на себе прочувствовал, как выросли цены на перевозки: «За один день совершил три поездки на «Яндекс.Такси» по Москве». Среднего размера и на короткие дистанции. Больше пяти тысяч рублей за поездки, которые еще недавно уложились бы в сумму раза в три меньше. Как так? Ответ простой – монополизм. Одно сплошное «Яндекс.Такси».

Игра в «шашечки»: дорого и сердито

ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

По словам главы Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского, компания «Яндекс.Такси» занимает доминирующее положение на рынке – ее доля составляет 80%: «В разных регионах по-разному, но по Москве – не меньше».

У ФАС есть серьезные замечания к «Яндекс.Такси», в том числе из-за алгоритма ценообразования, но пока у ведомства связаны руки, потому что самый мощный в стране агрегатор – это IT-компания, а государственный мораторий запрещает проверять такие до 2025 года.

«На основании статьи 38 закона «О защите конкуренции» монополист должен быть разделен на две независимые компании: IT-компанию – поставщика программных решений и службу заказа такси-агрегатора», – считает доктор права Высшей школы экономики, адвокат Вячеслав Плахотнюк. По его словам, до настоящего времени статья 38 не работала «и стоит подумать о том, чтобы либо ее из антимонопольного закона убрать вовсе, либо запустить в работу. Если закон плох – принять хороший. Это работа для Государственной думы».

Сегодня очевидно, что на рынке хозяйничает одна компания. Напомним, к слову, что она скупила еще и часть активов сервиса заказа такси «Везет». Еще ранее «Яндекс» выкупил оставшуюся долю американского агрегатора Uber в группе компаний «Яндекс.Такси». «В результате сделки, – радостно сообщили в пресс-службе компании, – «Яндекс» стал единственным владельцем группы, в которую входят сервисы заказа такси, каршеринга и аренды самокатов. Стороны получили одобрение регуляторов, общая сумма сделки составила 702,5 миллиона долларов».

УМЕРИТЬ АППЕТИТЫ

Казалось бы, нам-то что до этого? Ничего, кроме того, что теперь агрегатор вообще может творить все что захочет. Тарифы на перевозку легковыми такси в прошлом году увеличились на 25-65% (по итогам этого года повышение будет еще более значительным, предрекают специалисты). Конечно, свою роль сыграл ряд объективных факторов – инфляция, подорожание топлива и автомобилей, увеличение расходов перевозчиков на ремонт и обслуживание машин, страхование и новые нормы закона. Но на первом месте все равно – растущие аппетиты «Яндекса». Согласно отчетности, в 2023 году он увеличил выручку на 30,3% – до 149,6 млрд рублей, а его чистая прибыль за год выросла на 21,6%, составив 31,9 млрд рублей. Ничего личного, просто бизнес.

Когда принимался закон №580-ФЗ о такси, многие надеялись, что хотя бы он ограничит аппетиты агрегаторов. Но в результате пассажиры и таксисты стали тратить больше, а государство начало получать больше налогов и делает вид, что усилило контроль за отраслью. Агрегаторы вы­шли, можно сказать, сухими из воды, вновь продемонстрировав свою силу и безнаказанность.

Эксперты авторынка уверены: основная проблема отрасли – в отсутствии конкурентного рынка. Разрешить проблемную ситуацию можно, разрушив монополию. Другой вопрос, кто сейчас сможет конкурировать с черно-желтым монополистом? Где найти нового игрока, у которого будет столько же денег, связей и IT-специалистов, как у агрегатора федерального масштаба?

Если рынок не в состоянии самостоятельно сформировать ценовую политику, отвечающую потребностям населения, государство не может оставаться сторонним наблюдателем и должно принять меры по сдерживанию тарифов на приемлемом уровне. Нужно либо создать городские такси, как в Союзе – со счетчиками, либо ввести государственное регулирование комиссии агрегаторов такси на уровне 10%, которая сейчас составляет около трети от стоимости поездки.

Игра в «шашечки»: дорого и сердито

Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*