В воскресенье вечером 24 ноября в аэропорту Антальи приземлился и загорелся прибывший из Сочи российский самолет Superjet.
Момент истины Superjet
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Никто из пассажиров и экипажа не пострадал, спасатели быстро прибыли на место. Но не будем спешить радоваться.
«Человеческий фактор». Именно такую формулировку общественность, как правило, слышит от тех спецов, которым доверено расследовать причины аварий гражданских авиалайнеров. В том смысле, что виноваты тут именно пилоты, либо допустившие роковые ошибки, либо не сумевшие справиться с аварийными ситуациями. При драматической развязке тот, кто за штурвалом, тот и первый кандидат в виноватые.
Либо это какие-то недостатки конструкции самолета, либо просчеты наземных служб. Но их крышует некая корпоративная солидарность, спорить с ней даже спецам сложно. Куда легче свалить вину на пилота – он почти беззащитен.
Sukhoi Superjet (SSJ) 100 – российский узкофюзеляжный ближнемагистральный самолет, предназначенный для перевозки от 87 до 108 пассажиров на дальность 3050 или 4600 км. Воскресный рейс Сочи – Анталья заходил на посадку в плохую погоду. Из-за сдвига ветра произошла жесткая посадка, в результате чего самолет ударился о взлетную полосу. И тут, по мнению специалистов, сработала хроническая проблема, заложенная в самой конструкции лайнера. Стойка шасси пробила бак, потекло топливо, воспламенившееся от искр, возникших при торможении.
Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Александр Гарнаев констатировал, что авария в Анталье стала вовсе не первой, произошедшей по причине одного и того же технологического просчета. «Полностью не соответствующая нормам летной годности конструкция сочленения шасси с центропланом, ведущая к разрушению топливных баков и утечке керосина при жесткой посадке, – сказал Гарнаев. – Случай в Анталье был уже четвертый».
Наиболее известная и трагическая авиакатастрофа с Sukhoi Superjet 100 случилась пять лет назад. 5 мая 2019 года Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», следовавший по маршруту Москва – Мурманск, вернулся в аэропорт Шереметьево спустя 37 минут после взлета. Пилоты смогли посадить лайнер, однако случилось то же самое, что и в Анталье, – стойка шасси пробила бак, и загорелось топливо. В результате из 78 пассажиров и членов экипажа погиб 41 человек. Командир экипажа Денис Евдокимов рассказывал, что воздушное судно не соответствовало нормам летной годности. «Во всех случаях аварий Superjet шасси повреждало стенку топливного бака с утечкой топлива, и лишь по счастливой случайности это не приводило к жертвам. Проблема повторяется, а Минпромторг ее упорно не видит», – заявил Евдокимов в 2020 году.
В 2023-м командира осудили на шесть лет колонии-поселения. По версии следствия, он грубо нарушил правила безопасности движения воздушного судна. Снова «человеческий фактор»! Пилот и его защита с приговором были не согласны. Герой России Гарнаев назвал это «позорным судилищем». По его мнению, конструкция Superjet содержит сразу несколько серьезных технологических просчетов, которые перевозчикам надо прятать от общественности, иначе где же найдешь желающих летать на Superjet? Пилот Евдокимов до сих пор продолжает отбывать наказание, возможно, незаслуженное. При этом начиная с 2012 года в авариях потеряно шесть самолетов SSJ 100, в трех из них погибли 89 человек.
«Ситуация, в которую гражданская авиация нашей страны попала впервые за 100 лет, имеет конкретных виновников еще начиная с 1991 года, когда было объявлено председателем правительства Е. Гайдаром о том, что «Запад нам поможет, и я договорился с «Боингом», что «Боинг» даст любое количество самолетов», – рассказывает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. – Это было предательское, абсолютно немотивированное заявление человека, не инженера по образованию. И оно вылилось в политику уничтожения национального самолетостроения». Sukhoi Superjet 100 – один из результатов этой глупости и предательства.
В 1990 году в системе гражданской авиации мы имели 14 тысяч летательных аппаратов, и ни одного западного. Через 30 лет руководство страны поняло, в какую яму мы упали. Была создана программа, подписанная председателем правительства, на выпуск 1000 с лишним собственных самолетов. Но, по словам О. Смирнова, у профессионалов такое впечатление, что «программа составлялась не авиаторами, не конструкторами, а какими-то «эффективными менеджерами», которые только и видят, когда им бюджетные миллиарды дадут, чтобы потом их «освоить в массовом порядке».
«Даже школьник понимает, что на 1000 самолетов нужно 2000 двигателей, а где их возьмешь, когда ни один двигатель в массовом порядке не выпускается, а комплектующих на 1000 самолетов нужны миллионы? Нужны заводы, нужно оборудование, нужны станки, а наше национальное станкостроение было разрушено теми же людьми», – утверждает Смирнов. Вместо того чтобы выпускать примерно по сотне машин в год, в 2023 году в России, по словам знатоков, впервые за 100 лет не выпустили ни одного нового самолета. Это рискует повториться и в 2024-м…
Когда материал готовился к печати, стало известно, что 1 декабря в аэропорту Минеральных Вод самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» совершил экстренную посадку. Причиной экстремальной ситуации стало срабатывание датчика неисправности топливного фильтра. В самолете находились 101 пассажир и четыре члена экипажа. Никто не пострадал. Именно во время экстренной посадки возникает реальная угроза для пассажиров и экипажа. Значит, на этот раз повезло?..
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм