Обновленное ОСАГО: пешком дешевле?
Полемические копья вокруг проблемы обязательного страхования автогражданской ответственности ломались с самого начала осуществления этой затеи.
Ломаются они и сегодня, когда вступили в силу серьезные изменения в соответствующий закон. Начинают действовать очередные «новации», призванные еще активнее опустошать кошельки автовладельцев.
ОПЯТЬ ПОЛЕЗЛИ В НАШИ КАРМАНЫ
Очередные поправки в ФЗ об ОСАГО получили путевку в жизнь в мае 2020 года. Даже не вникая в детали и подробности, опытные автолюбители сразу поняли: береги карманы. Почему?
Страховщики получили куда более широкий инструментарий для индивидуального расчета стоимости полиса. А что значит в российских условиях возможность произвольного и более широкого толкования законодательных норм? Ответ тут однозначен: все эти толкования обязательно будут в сторону все больших изъятий денежной массы из кошельков российских семей.
ЭТОТ СТРАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ
До сих пор страховщики работали с коэффициентами «бонус-малус» (КБМ) и «возраст-стаж» (КВС). При их применении речь шла не о самой машине, а о водителе.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) призван показать безаварийность, дисциплинированность и внимательность водителя. Предположим, получив права, вы 10 лет не попадали в ДТП. То есть страховщики вам не заплатили ни рубля. Посему ваш текущий КБМ составляет минималку – 0,5. Полис рассчитывается сначала по другим факторам, а потом благодаря КБМ уменьшается в два раза.
Коэффициент возраст-стаж (КВС) помогает рассчитать фиксированная таблица. Минимальный КВС составляет сегодня 0,93. Под него подпадают водители в возрасте от 60 лет и старше со стажем от трех лет и выше.
От страховой компании оба коэффициента не зависят, ведь данные для расчета берутся из единой базы Российского союза автостраховщиков.
ЧТО ГРОЗИТ ТЕПЕРЬ
Лоббисты новых поправок в ОСАГО, а за ними и законодатели решили, что теперь коэффициентов недостаточно. Дескать, это несправедливо, когда получается одинаковая стоимость полиса для дисциплинированного водителя и для хулигана на дорогах с кучей штрафов.
Никто не спорит, что это несправедливо, но надо ли решать проблему поведения на дорогах через размытие довольно четких критериев определения стоимости полиса? Может быть, есть смысл заняться повышением эффективности работы ГИБДД?
Скептики, коих большинство, считают: новые правила будут более несправедливыми. Серьезно вырастет стоимость ОСАГО для всех, в том числе и для законопослушных водителей. Вся практика нашей жизни показывает, что алчные страховые компании не упустят новых возможностей нажиться.
Как было до сего момента? Страховая премия – это стоимость полиса ОСАГО.
Она рассчитывалась как произведение базовой ставки и упомянутых коэффициентов страховых тарифов. Диапазон базовых ставок устанавливает Банк России. Базовая ставка для конкретного заявителя зависит от конструктивных особенностей машины, а также от типа собственника (физическое или юридическое лицо), от назначения и цели использования автомобиля (машина для бытового или семейного пользования, спецтранспорт или такси).
Как будет теперь? Новый принцип расчета стоимости вашего полиса ОСАГО изложен в п. 2 ст. 9 принятого весной ФЗ. Теперь базовая ставка повысится, если страхователь был лишен водительских прав или возможности занимать определенные должности. Если вы в нетрезвом виде нарушили ПДД или правила эксплуатации транспортного средства, что стало причиной причинения вреда здоровью или смерти одного или нескольких лиц, это, пожалуй, справедливо.
Сложнее с водителями, которые за последний год неоднократно и грубо нарушали ПДД (проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика, превышение скорости движения на 60 км/ч и выше или выезд на встречку.) Два нарушения в год, которые ГИБДД может истолковать как грубые, и вы попали на деньги, это кроме уже взятых с вас штрафов. Получается двойное наказание за один и тот же административный проступок, но ведь судить и наказывать дважды за одно и то же нарушение даже наши законы в принципе не велят!
Однако вишенка на тортике – это пункт «г» упомянутого ФЗ. В нем говорится, что при определении базовой ставки страхового тарифа страховая компания может принимать во внимание некие «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
«Иные факторы» и «может принимать во внимание» – это и есть та самая расплывчатость, всегда у нас ведущая к поборам и коррупции. То же самое, что «на усмотрение начальства». То есть страховщик обязательно у вас что-то такое найдет и усмотрит, чтобы пару тысяч рублей накинуть к стоимости ОСАГО. Это и к гадалке не ходи!