Рост инфляции в РФ – одна из фундаментальных загадок российской экономики. Хотя, если вдуматься, «ларчик» этот открывается не столь уж сложно.
Откуда эта инфляция?
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Недавно объявлено, что компания «Российские железные дороги» (РЖД) намерена в 2025 году резко поднять тарифы на грузоперевозки. Потому как ей понадобилось профинансировать некие инвестиционные программы, которые улучшат ситуацию с перевозками по железным дорогам.
Компания предлагает два варианта повышения тарифов. Первый предусматривает их индексацию на 3,6% с 1 ноября, а затем – на 13% с 1 января, что в итоге составит 17,2%. Таким образом, железнодорожники намерены собрать 1,1 трлн рублей. Вариант второй – предполагается получить добро на индексацию на 22,7%, и в этом случае можно будет получить уже 1,8 трлн. Деньги солидные, компания, скорее всего, их получит. Однако и этого ей будто бы мало.
РЖД просят у правительства использовать новый принцип индексации тарифов, привязанный не к официальной потребительской инфляции, а к так называемой промышленной. Этот показатель учитывает рост цен на топливо, материалы, электроэнергию и т. д. Промышленная инфляция выше потребительской, благодаря чему монополия рассчитывает получить гораздо больше средств от индексации. Примерно на 30 млрд рублей в год. И вот где-то здесь, похоже, и возникает во всей красе феномен инфляции.
По данным экспертов, в последние десять лет индексация тарифа на железнодорожные грузоперевозки в основном держалась в пределах 10%, а в 2014 году ее просто не было. Но в 2022 году тариф был проиндексирован дважды: на 6,8% в начале года и на 11% с июня, давая итоговую индексацию к уровню 2021 года 17,6% без учета эффекта приостановленных в том же году льгот для угольного экспорта. Позже таких резких скачков не наблюдалось, индексация на 2024 год составила 10,75%.
Эксперты утверждают, что от подобных индексаций не просто дорожают железнодорожные перевозки, а пропорционально растут цены на те грузы, которые доставляет РЖД. Перевезли, скажем, по повышенному тарифу фрукты или овощи, зерно или уголь – и покупателям придется раскошелиться гораздо больше, чем предполагали.
И хитрость здесь в том, что, вместо того чтобы финансировать свои программы развития из собственной прибыли (а она совсем немаленькая), РЖД выпрашивают у властей разрешение через индексацию тарифов залезть в карман конечным потребителям. Чиновники, как правило, разрешают. И на всем пути от производителя к потребителю цена товаров растет. А чиновники удивленно разводят руками: откуда берется эта инфляция?
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм