После трех авиационных катастроф в США американцы схватились за головы и решили провести чуть ли не революцию в этой отрасли. А вот наши чиновники упорно не желают видеть реальности отечественного самолетостроения, что несет прямую угрозу жизням пассажиров.
Почему падают Superjet
Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
Мы уже писали о том, что в прошлом году Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» загорелся в аэропорту турецкой Антальи. Разбор полетов идет до сих пор. Правда, в авиакомпании «Азимут» в качестве причины ЧП назвали… сильный ветер. Мол, самолет при посадке задел двигателем посадочную полосу и стал терять топливо, которое загорелось от искр.
В материале, который «МН» опубликовал сразу после происшествия, мы уже говорили о версии, которой придерживаются эксперты и которую категорически не хотят признавать наши чиновники. Вот и сейчас эту версию полностью поддерживает заслуженный пилот СССР, член общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:
– Современное самолетостроение запрещает конструировать самолеты таким образом, чтобы при совершении грубой посадки шасси пробивали топливные баки.
По его мнению, как и в катастрофе в Шереметьево в мае 2019 года, когда также в результате пролива топлива и пожара погиб 41 пассажир, всему виной конструкция шасси, которые от удара о землю повреждают топливные емкости, расположенные в крыльях. То есть мы создали потенциально опасный самолет, который становится в буквальном смысле слова пороховой бочкой во время, скажем так, нештатной посадки борта. И ни за что не хотим это признавать!
А ведь недавно тот же самый Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» повредил створки шасси при вынужденной посадке во Внуково. Тогда это произошло из-за отказа гидросистемы. Пострадавших не было.
Впрочем, Росавиация уверяет, что проводит разбирательство случая и установит, можно ли считать конструкторское решение шасси Sukhoi Superjet 100 слабым местом. Но нужно понимать, что жертв удалось избежать лишь благодаря оперативным действиям турецких пожарных, приступивших к тушению самолета через две минуты после его остановки. Как рассказали пассажиры, ситуацию осложняли нерешительные действия экипажа и паника на борту…
Кстати, в тот же день еще один SSJ 100 авиакомпании «Азимут» приземлился в международном аэропорту Красноярска с неисправностью гидравлики передней стойки шасси. А по данным сайта «Авиаторщина», 24 ноября произошли еще три инцидента с самолетами SSJ 100. С проблемой в гидросистеме сел борт, следовавший из Санкт-Петербурга в Москву.
«Остальные два инцидента произошли уже около полуночи, – пишет «Авиаторщина». – В 23.42 в аэропорту Сочи «Суперджет» «Ред Вингс» во время разбега по взлетно-посадочной полосе на скорости 150 км/ч прервал взлет в Москву. А через шесть минут при заходе «Суперджета» «Россия» из Москвы на посадку в Пулково в кабине пилотов высветилось сообщение о неисправности системы управления разворотом колес передней опоры шасси. Пилоты доложили о проблеме и выполнили уход на второй круг. На аэродроме была объявлена тревога».
И там и тут были схожие с турецкими проблемы с шасси и гидравликой.
Эксперты говорят, что упорное нежелание чиновников признать очевидные факты связано с тем, что совсем недавно они бравурно докладывали президенту о возрождении SSJ 100 как о выдающемся достижении управленцев отрасли и авиастроителей. Но ведь мы с вами помним, что именно этот самолет разбился во время демонстрационного полета 9 мая 2012 года близ Джакарты. Тогда погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причиной катастрофы тогда назвали ошибку пилотирования. Это был предсерийный экземпляр, принадлежавший ОКБ «Сухой»…
А ведь Михаил Мишустин заявил, что первые поставки долгожданного самолета МС-21 могут начаться уже в 2025 году. И добавил: «Важно как можно быстрее развернуть массовый выпуск всех типов самолетов, включая полностью обновленные «Суперджеты», а также Ту-214, Ил-96, Ил-114 и для местных линий – «Байкал».
Сказал глава правительства и о масштабном финансовом вливании в транспорт – свыше 1,5 трлн рублей. Будем надеяться, что этих денег хватит для того, чтобы подтвердить или опровергнуть наличие конструкционных недостатков в одном из самых важных наших самолетов – Sukhoi Superjet 100, а также в случае необходимости их исправить.
В то же время проверка Счетной палаты выявила низкую эффективность реализации новой программы развития гражданского авиастроения, рассчитанной до 2025 года. В отчете было сказано, что Россия «снизила поставки отечественных самолетов на 40%». Провал курирующего эту отрасль Минпромторга был виден невооруженным глазом на протяжении многих лет, но правительство такое вопиющее несоответствие планов, выделенных денег и результатов, видимо, устраивало. Ну а с бывшего вице-премьера Дворковича, курировавшего отрасль, и взятки гладки: он теперь «в отъезде»…
Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм