Российский лайнер – взлет откладывается

Российский лайнер - взлет откладывается

Российский лайнер – взлет откладывается

Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
VK.новости
G.новости

Не так часто президент устраивает публичную выволочку чиновнику высокого ранга. Но этот эпизод стал достоянием общественности.

На совещании с правительством В. Путин обратил внимание на победный рапорт о гособоронзаказе в докладе вице-премьера Д. Мантурова. Глава государства отметил, что у авиазаводов до сих пор нет заказов даже на 2023 год. Вице-премьер возразил, что все параметры подтверждены и даже взяты кредиты. Дальнейший диалог был весьма драматичным.

«Контрактов нет! Ну что вы мне дурака валяете?! – рубанул президент. – Директора предприятий сообщают, что нет контрактов! Предприятия должны понимать, сколько людей нанимать. А вы мне говорите, что у вас все сверстано. В течение месяца все должно быть сделано. Какой еще квартал? О чем мы вообще говорим?»

«Мы постараемся…» – мямлил Мантуров.

«Не постараемся, а надо сделать. Ну мы с вами поговорим еще!» – пообещал Путин…

Судьба отечественного авиапрома для большинства специалистов выглядит тревожной. Хотя не так давно наш авиапром был весьма продвинутой в мире отраслью и наши самолеты составляли весомую часть мирового рынка. Но после распада СССР наша авиаиндустрия стала планомерно уничтожаться. Заказы на новые российские авиалайнеры практически прекратились, а авиакомпании, в том числе с гос­участием, перешли на покупку сильно потрепанных годами эксплуатации и поэтому дешевых марок Boeing и Airbus.

 

КСТАТИ

Премьер Мишустин утвердил инвестиционный проект льготного лизинга российских воздушных судов, свидетельствующий о весьма серьезном удешевлении гражданских самолетов. Так, если в 2020 году самолеты Superjet первого поколения (c импортными комплектующими) продавались по $32 млн, а летом 2021-го их цена с поставкой в 2024 году выросла до $36 млн, то теперь минимальная цена новых самолетов Superjet из российских комплектующих для группы «Аэро­флот» составит 2,256 млрд руб. ($33 млн в пересчете по текущему курсу). Минимальная цена первых МС-21 и Ту-214 определена в 3,144 млрд руб. ($46 млн).

 

Возглавлявший российский кабмин Е. Гайдар жаловался, что отечественное пассажирское авиастроение требует большого количества средств, дескать, надо много и упорно работать. А работать «мальчики в розовых штанишках» не умели и не хотели. Их вывод: авиатехнику покупать за рубежом, финансирование своего авиапрома минимизировать.

«России не нужно производить широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты, – пел ту же песню зампред правительства России В. Христенко. – В этом сегменте рынка России бессмысленно тягаться с международными лидерами – европейской компанией Airbus и американской Boeing».

К этому хору «знатоков» присоединился в 2011 году и бывший тогда президентом страны Д. Медведев. На заседании Совета безопасности он заявил: «Даже новые самолеты, выпускаемые на наших заводах, имеют проблемы. И в этом я убедился на личном опыте». Он потребовал от предприятий авиапрома прекратить выпрашивать государственные субсидии и стараться улучшать качество своей продукции. «Нужно вкалывать, а не деньги требовать», – сурово вещал Д. Медведев.

Карт-бланш получили лоббисты, которые впаривали России побывавшие в употреблении и снятые на Западе с эксплуатации иностранные самолеты. Российский авиапром слабел. По мнению экспертов, приложил к этому руку и «герой» упомянутого совещания президента с правительством.

В 2021 году на полях Петербургского экономического форума Д. Мантуров заявил о грандиозном контракте с «Аэрофлотом» на поставку аж 300 среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов МС-21-300. Обещали, что поставки первых лайнеров российским заказчикам начнутся уже в 2022 году. И серийное их производство начнется тоже в 2022-м, но затем запуск перенесли на 2024 год. Легко!

Сегодня в РФ имеется утвержденная кабмином программа – сделать больше 1000 самолетов до 2030 года. Выходит, на тысячу самолетов понадобится более двух тысяч (с учетом резерва) авиадвигателей. А где их взять? Сейчас пока ни один из современных отечественных авиадвигателей не сертифицирован: ни ПД-8, ни ПД-14. Это является проблемой, и это делает программу очень сомнительной.

Центральные российские СМИ неоднократно фиксировали провал деятельности Минпромторга в области национального авиапрома, однако никаких оргвыводов вышестоящие инстанции не делали. Кремль устраивает качество работы г-на Д. Мантурова?

«Сегодня в РФ 17 миллионов квадратных километров, из которых 60 процентов не имеют ни автомобильных, ни железных дорог, – отмечает заслуженный пилот, экс-замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. – Такая страна обречена быть великой авиационной державой. Если не будет великой гражданской авиации – не будет и великой России».

По мнению эксперта, в последние годы руководство страны стало понимать, что не тем курсом шли, когда 30 лет разрушали отечественное самолетостроение в угоду западным корпорациям. Поняли и дали задний ход.

По мнению Олега Смирнова, сейчас в России все идет в нужном направлении и рано или поздно мы преодолеем проблемы в авиапроме, но при одном условии… Заслуженный пилот утверждает, что «необходимо убрать с экономического и политического поля всех продажных личностей, которые разрушали наше отечественное самолетостроение на протяжении 30 лет». Дескать, сегодня эти деятели красуются на ТВ, докладывая президенту ту же чепуху, которую докладывали и до этого. «Гражданская авиация порушена, самолетостроение порушено, а у них все окей. Они из последних сил держатся за эту кормушку, к которой прилипли 30 лет назад, и почти все стали миллиардерами» – де-факто это выглядит криком души опытного профессионала, прикипевшего к делу своей жизни. И пока в этом крике ни оптимизма, ни надежды.

Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*