Штрафы или очередной налог на автомобилистов?

Ситуация на российских дорогах в первом квартале 2025 года обнажила странный парадокс.

Штрафы или очередной налог на автомобилистов?

Штрафы или очередной налог на автомобилистов?

Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН

По данным страховщиков, количество нарушений ПДД сократилось на 12%, что свидетельствует о более аккуратном вождении. При этом сумма уплаченных штрафов достигла рекордных
23 млрд рублей, превысив прошлогодний показатель на 20%.

Не менее красноречива и статистика «Почты России», которая имеет дело с теми, кто не зарегистрирован на портале госуслуг. Число операций по оплате автоштрафов за первые месяцы 2025 года снизилось на 17%. То есть да – нарушений стало меньше. Зато средний чек увеличился на 15%. Похоже, российские водители стали жертвами тонко разыгранной комбинации. С одной стороны, им неустанно твердят о необходимости соблюдения ПДД, о безопасном вождении, о том, что штрафы — это мера, направленная на снижение аварийности. А с другой – чиновники явно нашли золотую жилу в лице автомобилистов, превратив штрафы в эффективный инструмент пополнения казны.

Подтверждением роста финансовых аппетитов государства служат новые прогнозы Минфина России. С этого года суммы за некоторые нарушения ПДД увеличились более чем в 1,5 раза. Только с января по март собрано, напомним еще раз, 23 млрд рублей штрафов. В этом году Минфин надеется получить с водителей-нарушителей более 52 млрд рублей. Штрафы из инструмента обеспечения безопасности, похоже, превращаются в механизм бесперебойного пополнения бюджета.

При этом справедливость при взимании штрафов торжествует далеко не всегда. Акцент на автоматическую фиксацию нарушений, безусловно, уменьшает коррупционную составляющую, но одновременно и лишает водителя возможности оспорить решение в ручном режиме: объяснить обстоятельства, которые не учитываются беспристрастным «электронным глазом», предъявить доказательства обратного. А ведь технические сбои и ошибки, скажем, в распознавании номеров – тоже нередкие случаи. При этом наказанному сначала по-любому придется раскошелиться, а уж потом начать пыль глотать, доказывая, что ты не виноват.

Штрафам надо вернуть их первоначальное предназначение – побуждать участников дорожного движения к соблюдению ПДД, а не латание дыр в региональных бюджетах. Сегодня чиновники вошли во вкус и, кажется, уже соревнуются, кто больше установит видеокамер на дорогах. Того и гляди они будут стоять через каждый километр, дабы активнее охотиться за кошельком водителя.

Не стоит ли притормозить, дабы не вызывать социальную напряженность среди значительной категории людей (а у нас почти две трети населения регулярно садятся за руль)? Не лучше ли вместо бесконечного увеличения штрафов сфокусироваться на образовательных и профилактических мерах? Пора перейти к более тонкой настройке системы, улучшая дорожную инфраструктуру и повышая культуру вождения. В конечном итоге безопасность на дорогах – это не только сумма собранных штрафов, но и ответственность государства перед своими гражданами. Растущим количеством камер ее точно не повысить.

Больше эксклюзивных новостей на нашем канале в Телеграм

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*